Мнения
Бесплатный
Аналитика / Медиа и реальность
Статья опубликована в № 4432 от 19.10.2017 под заголовком: Медиа и реальность: Чисто российский батл

Чисто российский батл

Могут ли новости жить в вакууме
Илья Клишин

Это может нравиться или не нравиться, но слова «батл» (он же «баттл»), «версус», «хайп» и даже «антихайп» вошли в этом году в русский язык. Даже не вошли – ворвались из узкой субкультуры батл-рэпа с ее подвалами в петербургских барах и YouTube-роликами. Ее герои, еще вчера известные только горстке фанатов, попадают в повестку федеральных новостей.

Если после батла Оксимирона и Гнойного два месяца назад у многих еще было изумление – почему о таком пишут деловые газеты, а не нишевые блоги, – то масштабное освещение российскими СМИ недавнего поединка того же Оксимирона с Дизастером, главным батлером Америки ливанского происхождения, не удивило никого; напротив, оно было воспринято как должное. По данным «Яндекс.Новостей», за последние дни появилось больше 110 новостей и заметок о встрече российского и американского рэперов.

О ней рассказывали такие разные медиа, как «Ведомости», «Коммерсантъ», «Известия», «Комсомольская правда», Metro; информационные агентства «Интерфакс» и РБК; телеканалы «Дождь», «Пятый», ОТР, «Звезда», «Москва 24», «360»; радиостанции «Эхо Москвы» и «Говорит Москва»; сайты «Лента.ру», «Газета.ру», «Афиша», «Медуза», Life. Это крупнейшие издания в стране: их суммарная аудитория составляет десятки миллионов человек, говорящих по-русски.

Любопытно, что в американских или англоязычных СМИ не было ничего даже близко похожего. Крупнейшим и, по сути, единственным изданием в США, написавшим о батле, стал российский же телеканал RT.com. Кроме него о «поединке века», как успели окрестить батл некоторые отечественные журналисты, рассказали лишь два небольших сайта о России (Russia Beyond The Headlines и The Calvert Journal) и узкотематические порталы о рэпе и хип-хопе (HipHopDx, BattleRap, BattleRapNews, BattleDomination, TorontoRappers). И даже профильные сайты в подводках, чтобы привлечь внимание читателей, разыгрывали карту «Рашагейта»: проникновение русских в США, дескать, продолжается, теперь и в музыке.

Даже The Los Angeles Times не обмолвилась ни словом об Оксимироне и Дизастере, хотя батл происходил в Лос-Анджелесе. Не говоря уже о таких локомотивах либеральной прессы в США, как The New York Times, CNN или Buzzfeed, где в любой другой день слово Russia в передовице или на главной странице сайта встречается десятки раз – в контексте тянущегося уже почти год скандала по поводу возможной причастности России и «русских хакеров» к президентским выборам 2016 г.

Этот феномен – прекрасная иллюстрация того, что «объективные» новости в отрыве от общественного и культурного контекста попросту невозможны. Нет никакой значимости и ценности любой новости, взятой абстрактно, «в вакууме». Тот же батл Оксимирона и Дизастера, если бы он состоялся два или три года назад, прошел бы совершенно незаметно и для российских журналистов. Это не значит, что они были бы не правы тогда или не правы сейчас (или не правы их американские коллеги). Дело в том, что символическая ценность батл-рэпа и его героев в российском обществе резко выросла, так что любые связанные с ним новости формируют уже повестку дня.

Автор – диджитал-директор RTVI