Баттлом по голове

Что значит очередной прорыв молодежной субкультуры в традиционные медиа

Видеозапись рэп-баттла (поединка рэперов) Oxxxymiron против Гнойного (он же Слава КПСС, Соня Мармеладова и др.), выложенная в ночь на 14 августа на YouTube, набрала к вечеру 15 августа более 11,5 млн просмотров, освещалась в официальных СМИ и вызвала бурную дискуссию в сети. Собственно, дискуссия касалась в основном внимания к такому андеграундовому событию традиционных СМИ (депутат Госдумы Геннадий Онищенко счел сообщения государственных СМИ о баттле «безответственными» и «недопустимыми»). Но важно и само внимание аудитории – ролик набирал просмотры быстрее, чем фильм «Он вам не Димон» в марте.

Рэп-баттлы – модное молодежное увлечение, сочетающее выплеск агрессии в поединке со стихотворчеством и декламацией. Разрешены любые слова и сознательное унижение соперника. Происходят баттлы в последнее время в офлайне – в клубах, собирая зрителей; записи затем распространяются в сети. Есть несколько лиг, организующих поединки и зарабатывающих на спонсорстве и рекламе, просмотры тут важный фактор. Баттлы сегодня сочетают в себе моду, спорт и самостоятельный, независимый от власти бизнес.

Внезапное внимание взрослого мира к рэп-баттлу, в принципе, похоже на такие же медийные прорывы в случаях с бумом PokemonGO или спиннеров. Беспокойство взрослых усиливается нездоровым политическим вниманием к молодежным увлечениям, после того как митинги протеста (в марте и июне) значительно помолодели. В Госдуме после этого заслушивали видеоблогеров, а во многих школах и вузах проводились глупые морализаторские лекции.

Но рэп как направление исполнительской музыки – давняя субкультура. В отличие от многих других он имеет яркую социальную направленность, рэперы часто критикуют власть и считают негативные явления в обществе следствием деятельности госаппарата, писала в статье «Музыкальные молодежные субкультуры – норма или девиация» социолог Анна Барсамова. Принадлежность к той или иной молодежной субкультуре для школьников и студентов играет ключевую роль, она важнее территориальной и политической идентификации. Особенность молодежной культуры проявляется в музыкальных и литературных увлечениях, появлении лидеров общественного мнения, говорящих о важных для юношей и девушек вещах.

Рэп-баттл, который увидели зрители разных возрастов, дает и некоторые универсальные ответы. Это ведь неподцензурный диалог, отсутствующий в российской публичной сфере. Это тщательно выстраиваемый с точки зрения языка стихотворный диалог, что свежо. Можно было бы искать аналогию с русским роком 1980-х, на протестной волне сыгравшим важную роль в распространении идеологии перемен. Как знать. Рэп существует давно, а рэп-баттлы все же имеют достаточно прикладное значение.

Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)