Протестантская этика Востока

Пример Китая подтверждает, что доступ к лучшим образовательным практикам важнее для экономического роста, чем этика трудолюбия
Интенсивные инвестиции Китая в накопление человеческого капитала — правильно сделанный вывод из экономической теории

Две недели назад мне довелось побывать на торжественном вручении дипломов магистров одного британского вуза. Среди выпускников-экономистов была даже представительница Мекленбургского дома (одного из старейших дворянских родов Европы), но поражало не это. Добрая треть выпускников была из Азии, большинство из которых – китайцы. Выходцы из бывшего СССР составляли лишь около 3% от общего числа окончивших вуз.

В Великобритании похожая картина наблюдается и за пределами «академии» – например, на курсах повышения квалификации и развития карьеры. С 2012 г. я с группой бывших коллег по лондонскому Сити на базе лондонского Университетского колледжа организую регулярные интенсивы выходного дня по инвестиционному банкингу. Целевая аудитория – ученики старших классов британских школ и младших курсов бакалавриата. Будущие сейлзы, трейдеры и аналитики учатся применять финансовую теорию на практике. Из 150 человек в классе минимум 20% слушателей из Китая. Русских – единицы.

Уверен, что в университетах США картина примерно такая же. Более того, на основных ежегодных рынках трудоустройства экономистов, которые проходят в январе, число китайских университетов-работодателей выросло в этом году до десятка, хотя лет 5–7 назад их было не больше двух.

Интенсивные инвестиции Китая в накопление человеческого капитала – правильно сделанный вывод из экономической теории. Именно подобные меры в свое время позволили англосаксонским странам стать богатыми и перейти к устойчивому росту. Доступ к качественному образованию – залог богатства не только дворянских родов, но и общества в целом.

В начале XX в. немецкий социолог Макс Вебер предположил, что успех капитализма в протестантских странах обусловлен этикой «много работай и сберегай», если упрощенно. Сто лет спустя пара ученых из Мюнхена показала, что эта корреляция случайна и причина кроется в другом. Чтобы Библию мог читать каждый, а не только тот, кто владеет латынью, Лютер перевел ее на немецкий язык. Но даже для того, чтобы читать по-немецки, нужно было массово строить школы, чем протестанты и стали заниматься. Невольным результатом стало повсеместное распространение грамотности в протестантских регионах и, как следствие, повышение производительности труда и достатка. При контроле за уровнем инвестиций в человеческий капитал влияние протестантской этики на экономическое развитие сходит на нет.

Мне представляется чудовищной стратегической ошибкой то, что в нашей стране правительство не понимает необходимости облегчения доступа наших студентов к лучшим мировым практикам в образовании. Будущее программы «Глобальное образование», предоставившей государственные стипендии для обучения за рубежом лишь 700 студентам, не ясно. Один из ведущих гуманитарных вузов страны – Европейский университет в Санкт-Петербурге лишен лицензии. Другие отечественные университеты задыхаются под гнетом бумажной волокиты в результате введенных Минобром правил лицензирования и аккредитации. А китайский караван тем временем быстро уходит вперед.

Автор — профессор прикладных финансов ЕУСПб, проректор РЭШ по стратегическому развитию