Мнения / Аналитика / Правила игры
Статья опубликована в № 4506 от 12.02.2018 под заголовком: Протестантская этика Востока

Протестантская этика Востока

Пример Китая подтверждает, что доступ к лучшим образовательным практикам важнее для экономического роста, чем этика трудолюбия
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Максим Буев

Две недели назад мне довелось побывать на торжественном вручении дипломов магистров одного британского вуза. Среди выпускников-экономистов была даже представительница Мекленбургского дома (одного из старейших дворянских родов Европы), но поражало не это. Добрая треть выпускников была из Азии, большинство из которых – китайцы. Выходцы из бывшего СССР составляли лишь около 3% от общего числа окончивших вуз.

В Великобритании похожая картина наблюдается и за пределами «академии» – например, на курсах повышения квалификации и развития карьеры. С 2012 г. я с группой бывших коллег по лондонскому Сити на базе лондонского Университетского колледжа организую регулярные интенсивы выходного дня по инвестиционному банкингу. Целевая аудитория – ученики старших классов британских школ и младших курсов бакалавриата. Будущие сейлзы, трейдеры и аналитики учатся применять финансовую теорию на практике. Из 150 человек в классе минимум 20% слушателей из Китая. Русских – единицы.

Уверен, что в университетах США картина примерно такая же. Более того, на основных ежегодных рынках трудоустройства экономистов, которые проходят в январе, число китайских университетов-работодателей выросло в этом году до десятка, хотя лет 5–7 назад их было не больше двух.

Интенсивные инвестиции Китая в накопление человеческого капитала – правильно сделанный вывод из экономической теории. Именно подобные меры в свое время позволили англосаксонским странам стать богатыми и перейти к устойчивому росту. Доступ к качественному образованию – залог богатства не только дворянских родов, но и общества в целом.

В начале XX в. немецкий социолог Макс Вебер предположил, что успех капитализма в протестантских странах обусловлен этикой «много работай и сберегай», если упрощенно. Сто лет спустя пара ученых из Мюнхена показала, что эта корреляция случайна и причина кроется в другом. Чтобы Библию мог читать каждый, а не только тот, кто владеет латынью, Лютер перевел ее на немецкий язык. Но даже для того, чтобы читать по-немецки, нужно было массово строить школы, чем протестанты и стали заниматься. Невольным результатом стало повсеместное распространение грамотности в протестантских регионах и, как следствие, повышение производительности труда и достатка. При контроле за уровнем инвестиций в человеческий капитал влияние протестантской этики на экономическое развитие сходит на нет.

Мне представляется чудовищной стратегической ошибкой то, что в нашей стране правительство не понимает необходимости облегчения доступа наших студентов к лучшим мировым практикам в образовании. Будущее программы «Глобальное образование», предоставившей государственные стипендии для обучения за рубежом лишь 700 студентам, не ясно. Один из ведущих гуманитарных вузов страны – Европейский университет в Санкт-Петербурге лишен лицензии. Другие отечественные университеты задыхаются под гнетом бумажной волокиты в результате введенных Минобром правил лицензирования и аккредитации. А китайский караван тем временем быстро уходит вперед.

Автор — профессор прикладных финансов ЕУСПб, проректор РЭШ по стратегическому развитию

Читать ещё
Preloader more