Каким россияне хотели бы видеть преемника Путина

Политолог Андрей Колесников про нынешнюю роль Владимира Путина и его поддержку
Смысл выборов-2018 вовсе не в 2018 годе, а в 2024-м. Начнется ли транзит? Уйдет ли Путин или подастся в аятоллы всея Руси?

Рамзан Кадыров, несколько забегая вперед, пожелал Владимиру Путину, чтобы он пожизненно управлял российским государством. «Солдат Путина» предложил очень точную формулу описания функционала национального лидера: «Не сверхчеловек, но супергерой». Точно так же интерпретировался в советское время образ Ленина: он такой «земной», но в то же время, как Чип и Дейл, всегда спешит на помощь, и не без успеха: «Разрубил березу на поленья / Он одним движением руки. / Мужики спросили: «Кто ты?» – / «Ленин». И остолбенели мужики».

Смысл выборов-2018 вовсе не в 2018 годе, а в 2024-м. Начнется ли транзит? Уйдет ли Путин или подастся в аятоллы всея Руси? А если уйдет, то кто его заменит и обеспечит ему спокойную старость? Каков коэффициент дожития системы Путина после потенциального ухода Путина?

Все это крайне важно, хотя задаваться этими вопросами сегодня все равно что спрашивать пустоту: «Есть ли жизнь на Марсе?» Ну, или на Марксе...

Владимир Путин был не вечен еще в 2013 г., когда рейтинг его мерцал и опадал по траектории осеннего листа, когда всего 26% хотели бы видеть его следующим президентом, 24% поддерживали лозунг «Россия без Путина», 62% характеризовали власть как воровскую, мафиозную, действующую в собственных интересах (здесь и далее данные «Левада-центра»).

Но в 2014 г. Путин стал «президентом Крыма», и с тех пор рейтинг одобрения его деятельности, пережив вертикальный взлет, который и не снился отечественному вертолетостроению, стоит как скала под «Ласточкиным гнездом». То есть его имидж и показатели соответствуют статусу пожизненного лидера.

Его роль в жизни России велика, рядом стоят только ФСБ, Вооруженные силы, администрация президента и Русская православная церковь. Так что теперь у России даже больше союзников, чем в те времена, когда ими были только армия и флот.

Путин, как считали респонденты в 2017 г., «умный и дальновидный» (57% респондентов), способен вывести Россию «в число самых развитых стран» (37%), и хотя пока, за 18 лет, ему этого сделать не удалось, зато Россия уж точно «великая держава» (72% респондентов).

А вот что удалось – так это повысить боеспособность (47%) и укрепить международные позиции (41%) страны. Да так укрепить, что теперь 44% населения боится мировой войны – и даже больше, чем бедности и произвола властей, даже больше, чем смерти!

Не справился Путин с повышением уровня жизни (сказано же – всего 18 лет у него было, маловато), коррупцией, развитием экономики и обузданием олигархов. А как глава государства мог их обуздать, если он выражает их интересы (31% так считает), а также интересы силовиков (41%) и бюрократии (тоже 41%). На эти же слои он, по мнению респондентов, и опирается.

Президент, конечно, несет ответственность за масштабы коррупции в верхах (67%!), но ведь он получает неполную и искаженную информацию о ситуации в стране (42%). К тому же, даже если он и виновен в злоупотреблениях властью, важнее то, что при нем страна стала жить лучше (23%). Окружение его сильно похорошело и исправилось – стало больше думать о проблемах страны (так считали 50% в 2017 г. по сравнению с 31% в 2005 г.). И это самое окружение отбросило личные материальные интересы – причем как-то резко и сразу после взятия Крыма.

Но даже если Путин возьмет и уйдет, не послушавшись Кадырова, 42% хотят, чтобы сменщик президента во внутренней политике придерживался такой же линии, что и сейчас, а еще 34% требуют большей жесткости. А уж во внешней политике и подавно: такую же линию, как сейчас, требуют 56%, более жесткая конфронтационная устроила бы 19%. Значит, есть жизнь после Путина, переживет система своего демиурга!

Это, конечно, удивительный феномен: тефлоновость в сочетании со свойствами Бэтмена, который мало чего добился, кроме того что поднял Россию с колен и сразу поставил ее на дыбы, но все-таки, наверное, еще добьется, ибо некому же больше; он выражает интересы элит, но вроде как антиэлитист. У его страны, как он сам считает, все хорошо, но, как он сам же и говорит, нужен «рывок». Честно думает, что реальные доходы граждан растут, хотя они который уже год как падают. Убежден, что российскому народу свойствен коллективизм, в то время как исследования ценностей этого же народа все последние годы показывают жесткий и устойчивый тренд на индивидуализм и эгоизм в ущерб альтруизму.

Да, не сверхчеловек...

Но супергерой.

Автор - директор программы Московского центра Карнеги