Почему без идеологии проще договориться

Сценарий выхода из конфликта США и России через победу одной из сторон невозможен – и это хорошо
Внеидеологичность президентов – это хоть какой-то шанс на отказ от лобового столкновения

Изначально было ясно, что встреча Дональда Трампа и Владимира Путина будет из серии «сам факт мероприятия гораздо важнее итогов». Противоречия наши настолько глубоки и драматичны, что за один день все разрулить не получится. Но если президенты сидят за одним столом, значит, они все же утомлены конфликтом и думают, как хотя бы зафиксировать дно в отношениях. Иначе зачем было тратить время.

Такой настрой Путина и Трампа может быть вызван непониманием того, как может выглядеть сценарий завершения конфликта через победу одной из сторон. Для США это мог быть досрочный уход Путина в отставку с возвращением Крыма в состав Украины. Но если и была у американцев надежда на «восстание элиты» в России, то она должна была давно рассеяться. Если условного Дерипаску наказать самыми жесткими санкциями, то он начнет думать не о революции, а о том, как бы за санкции получить от государства финансовую поддержку.

В российском варианте победа – это снятие санкций без всяких условий. Но и этого не будет. Для понимания причин достаточно иметь хотя бы базовые представления о том, как работает американская система.

Но если продолжать давить друг на друга, то все может закончиться войной, и это не выглядит пустым алармизмом. Никому гореть в ядерном пожаре не хочется – и это важный сигнал для начала разговора. Кроме того, оба президента – очевидные прагматики. И это тоже плюс. Почему этот саммит нельзя сравнивать с переговорами в советский период? Потому что мы не идеологические враги. И это крайне важно, потому что идеологические споры больше способствуют стратегии «пусть победитель получит все», реализовать которую невозможно.

При этом Путин за четыре года санкций все равно не встал на точку зрения той части российской элиты, которая видит в США стратегического врага и вечного обманщика. Игры в «русский мир» смущать не должны, как и «разворот на восток». Срыв сделки с китайцами по покупке доли в «Роснефти» для Путина хороший сигнал по теме доверия к восточным партнерам.

Трамп тоже не тянет на проповедника американских ценностей, больше напоминая коммивояжера: он не несет ценности по миру, а ездит продавать товары и собирать деньги. Требование к европейцам платить за оборону – это не идеология, а продажа американского оружия. Трамп не может понять, что это за выгодный Америке однополярный мир, если дефицит торгового баланса с Китаем аж $500 млрд.

Да и потом, Трамп не может быть носителем ценностей, которые принято называть демократическими. Он тут в ловушке – если раньше США предлагали свою политическую систему как модельную, то сегодня американские интеллектуалы рисуют Трампа чуть ли не опасным для страны и мира сумасшедшим. Как же лучшая политсистема мира могла породить такого лидера?

Определенная внеидеологичность президентов и их постоянные размышления о деньгах могут кому-то не понравиться, но все же это хоть какой-то шанс на отказ от лобового столкновения.

Автор — генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности