Это не новая искренность, это новая медийная реальность

На фоне снижения рейтингов и проваленных выборов идет заклание большими элитами малых элит на алтарь народного гнева
Пока толпа линчует свердловскую чиновницу или жену подмосковного депутата, она хотя бы на время занята и не смотрит на картину в целом

В популярной психологии с 1980-х гг. известен феномен Баадера – Майнхоф. Суть его проста и известна каждому из личного опыта: если ты что-то недавно узнал или что-то для тебя стало важно, начинает казаться, что только об этом и говорят люди, пишут в рекламе и рассказывают в новостях. Когнитивная иллюзия связана с тем, что мозг до этого фильтровал эту информацию, а теперь, напротив, стал искать ее повсюду – и, конечно, находить.

В современной России, кажется, смогли изобрести зеркальный перевертыш феномена Баадера – Майнхоф: когда на что-то, что происходит примерно с равной частотой, начинают обращать внимание основные медиа, у обывателя возникает ощущение, что это вдруг появилось из ниоткуда и стало важной проблемой в общественной и его собственной жизни. К примеру, если вы каждый день стали видеть новости про «спайсы» или про «оборотней в погонах», это не значит, что вдруг синтетических наркотиков или коррупции в полиции стало больше. Это значит лишь то, что готовится кампания и разогревается общественное мнение.

Свежий пример – свердловская чиновница, отвечающая за молодежную политику (в прошлом знаменитая спортсменка). На встрече с подростками она заявила, что государство им ничего не должно. И вообще, никто, дескать, не просил родителей их рожать. За возмутительной фразой последовала предсказуемая буря негодования, причем хором выступали и либеральные, и кремлевские СМИ, и государственные информационные агентства, и федеральные каналы. Интенсивность освещения была настолько высокой, что «РИА Новости», например, написали новость о том, что Сергей Шнуров посвятил этой чиновнице матерное стихотворение. В итоге ее отстранили, а теперь еще и начали проверку о возможной коррупции в ее ведомстве. Может, даже и уголовное дело заведут.

Это не первый такой случай за последние месяцы. Совсем недавно сняли саратовскую чиновницу, которая заверяла пенсионеров, что жить на прожиточный минимум вполне можно. А до этого была жена подмосковного депутата, перекрывшая МКАД для съемок своего клипа. И заодно Кокорин и Мамаев –не чиновники, но тоже вызвали изрядную порцию ненависти.

Что происходит? С изрядной степенью уверенности можно предположить, что мы наблюдаем не деградацию чиновничества и не новую искренность, как предположили уже некоторые комментаторы. Российские чиновники все те же, что и раньше. Не лучше и не хуже. Просто нам выборочно дают посмотреть на них во всей красе, а не в пересказе скучных пресс-релизов.

Возможно, конечно, нет единой стратегии, разработанной в Кремле, где прописано: раз в две недели надо найти козла отпущения из чиновников уровня вице-губернатора и ниже, но по факту само собой так и получается. Возможно, менеджеры крупных государственных медиа сами чувствуют дух времени.

А дух времени такой: на фоне снижения рейтингов, проваленных выборов, пенсионной реформы и прочих историй про разоблаченных гэрэушников начался даже не раскол элит, а заклание элит малых элитами большими на алтаре народного гнева.

Теперь любой оступившийся бюрократ средней руки, футболист, депутат, пропагандист может быть сброшен с балкона на радость ликующей толпе. Потому что, пока толпа линчует свердловскую чиновницу или жену подмосковного депутата, она хотя бы на время занята и не смотрит на картину в целом.

План, надо признать, весьма изобретательный. Но временный и ситуативный. Потому что малые элиты такими темпами либо быстро закончатся, либо зададутся вопросом, а надо ли им это вообще.

Автор — диджитал-директор RTVI