Зачем нужна третья опора

Рост благосостояния страны – это вопрос не только развития рынков и государства, но также локальной среды и сообществ
Рост ВВП снизит желание эмигрировать, но из-за неравномерности регионального развития приведет к усилению внутренней миграции

На инвестиционном форуме «Россия зовет!» президент Владимир Путин много говорил об экономическом росте, инвестициях, рынках, производительности и новых технологиях. Ни слова не прозвучало про поддержку развития местных сообществ – деревень, городов, регионов. Казалось бы, и правильно – форум не социальный, а инвестиционный. Говорить нужно о росте, потому что без него нельзя кардинально повысить уровень жизни граждан. Однако проблемы, которые волнуют президента, контрастируют с тем, чем в последнее время озабочены ведущие мировые экономисты.

Гарвардский профессор Дани Родрик недавно писал, что существенные элементы процветающих обществ наряду с хорошими рабочими местами – это сильные школы, наличие многочисленных безопасных и доступных общественных пространств, гордость за местную культуру и историю. Но ни развитие глобальных рынков, ни укрепление национальных государств пока не способны адекватно справиться с подобными локальными запросами. Напротив, иногда и рынки, и государство лишь подрывают силу местных сообществ с их сложившейся инфраструктурой и традициями.

Другой известный экономист – Рагурам Раджан в своей новой книге The Third Pillar отмечает, что современная экономическая повестка однобока: в ее фокусе – выстраивание устойчивых отношений между рынками и государством. «Топкие» же социальные проблемы из этой повестки выпадают. Однако не менее важно для устойчивого развития состояние еще одной, третьей, опоры – местных сообществ, в которых мы живем.

Внимание к третьей опоре на Западе во многом вызвано ростом политического популизма и дезинтеграционных тенденций. В ее поддержке видят спасение демократии. Вместе с тем этот вопрос чрезвычайно важен и для России, но по другой причине. В нашей огромной стране регионы развиты очень неравномерно. Измерять здоровье страны или уровень жизни населения общими макроэкономическими показателями – как мерить среднюю температуру по больнице. Инвестиции и рост ВВП, конечно, поднимут в экономике все лодки сразу. Но простое повышение благосостояния может усугубить такие проблемы, как, например, миграция наиболее способных людей – из регионов в центр, из центра за границу. Пока денег мало, таланты сидят на месте. С деньгами – ищут более развитые рынки, где возможностей реализовать себя больше.

В развивающихся странах экономический рост и развитие рынков сначала ведут к увеличению миграции. Экономисты называют это миграционным горбом. Например, желание эмигрировать падает, лишь когда уровень доходов в стране становится выше среднего по миру. Уровень доходов в России уже выше среднего по миру, но далеко не во всех регионах. Это означает, что рост ВВП снизит желание эмигрировать, но из-за неравномерности регионального развития приведет к усилению внутренней миграции. Депрессивные места станут еще безрадостнее. С этим как раз и можно бороться улучшением локальных условий. Например, инвестициями в локальные общественные блага. Если все, о чем пишет Родрик, есть в родных местах, то вряд ли в других трава покажется зеленее.

Автор — проректор РЭШ по стратегическому развитию