Мнения / Аналитика / Ratio economica
Статья опубликована в № 4904 от 23.09.2019 под заголовком: Поколение выбора

Поколение выбора

На протестные акции летом 2019 года вышли люди, для которых возможность выбора во всем – неотъемлемая часть жизни
Константин Сонин

Одно из основных объяснений летних протестов 2019 г. – разрыв поколений. Те, кому нет тридцати, были массово представлены среди протестующих. Именно они, отвечая на вопросы социологов, выражали максимальное неудовольствие избиением мирных демонстрантов. Опросы показывают важные отличия в ценностях и привычках – например, это поколение узнает новости не из телевизора, а из социальных сетей. Есть множество разных параметров, по которым новое поколение не похоже на старшие. И, возможно, самый главный из них – привычка к выбору. В отличие от старших поколений, для которых вполне стандартен был «выбор» из одного кандидата, одного сорта товара, одной авиакомпании и одной новостной программы, те, кому нет тридцати, с первого дня жили, выбирая из нескольких альтернатив.

Сейчас трудно поверить, насколько узок был повседневный выбор тридцать лет назад и раньше – тогда, когда росло и формировалось нынешнее старшее поколение, те, кто сейчас находится у власти. Ладно «выборы» в СССР и не назовешь выборами без кавычек. Не только в каждом округе был один кандидат, но всегда объявлялось, что он набрал 99% голосов при 99%-ной явке (что означает, что реально голоса и не подсчитывались). Несмотря на рекламный слоган «Летайте самолетами «Аэрофлота», летать никакими другими самолетами было невозможно. Несмотря на то что телеканалов было два, а местами и четыре, ежедневная новостная программа по ним шла одна. Среди продовольственных товаров выбор в одной и той же категории был минимальным, а ситуация, когда на одной полке стоял один и тот же продукт разных брендов, была просто экзотической. Один фактически сорт пива, один фактически сорт водки! И даже если не обсуждать тотальную цензуру, навязывание единой, «правильной» точки зрения на все важные вопросы – те, кому сейчас за тридцать, родились и росли, не выбирая и не приучаясь ценить выбор.

У тех, кому меньше тридцати, все было по-другому. С самого детства они выбирали, какие мультики смотреть и какой пастой, из совершенно одинаковых, чистить зубы. Фильмы и компьютерные игры, музыка и спортивные трансляции – все выбирают и живут в мире, где друзья и соседи смотрят разное. Как человеку, родившемуся в начале 1970-х, представить, что юный любитель футбола выбирает, что ему смотреть – чемпионат России, английскую премьер-лигу или испанскую Ла Лигу? Любитель книг – читать Булгакова, Набокова или Быкова? Выбор сопровождает каждый шаг в жизни – от одежды в школе до работы после института и места отдыха буквально в любой точке на карте мира. Сравните, старшее поколение, занятия и развлечения ваших друзей в 25 лет 30 лет назад и занятия и развлечения нынешних 25-летних. Сейчас и работы, и хобби стали бесконечно разнообразнее.

В том, что новое поколение с пеленок привыкло к тому, что есть выбор, нет ничего странного. Дело не только в цензуре и идеологическом контроле советского периода. Граждане стали богаче, а жизнь стала разнообразнее – Россия с запозданием на пару десятилетий присоединилась к странам с развитым обществом потребления. Но от поколения, привыкшего выбирать, было бы странно ожидать другой реакции на «выборы», в которых после снятия кандидатов от оппозиции выбора не было. Если бы молодежь привели в магазин с одним сортом зубной пасты, одной спортивной газетой, одним сортом пива, она была бы так же раздражена. Конечно, есть множество других причин, по которым именно молодежь чувствует себя не представленной в сегодняшней власти, но вот это вот естественное желание выбирать нельзя недооценивать.

Автор — профессор Чикагского университета и Высшей школы экономики

Читать ещё
Preloader more