Уроки Нобелевской премии по экономике для России

Важен не объем средств, выделяемых на ту или иную программу, а их эффективность – и исследования по ее измерению окупаются с лихвой
Аккуратный подход к измерению результатов отдельных программ помог показать, что эффективность расходов гораздо важнее их объемов

Нобелевская премия по экономике 2019 г. вряд ли вызовет какие-то споры относительно того, насколько она заслуженна. Получившие ее Абхиджит Банерджи, Эстер Дюфло и Майкл Кремер действительно сыграли огромную роль в изменении современного подхода экономистов к оценке эффективности отдельных программ, направленных на решение проблем развивающихся стран. Во многом благодаря им произошел переход к доказательной экономике, когда основным критерием успешности того или иного подхода становятся не теоретические рассуждения и даже не статистические исследования, а полевые эксперименты, которые проверяют на практике, работают ли эти подходы в реальной жизни.

Все их работы тем или иным способом связаны с попытками решить проблему мировой бедности – понять, как именно можно сделать так, чтобы в современном мире сотням миллионов людей не приходилось недоедать, а миллионы детей не умирали от болезней, которые уже давно научились лечить. Многие годы эти проблемы пытались решать глобальными макроэкономическими подходами, направленными «сверху вниз», ­– то стимулируя экономический рост увеличением инвестиций за счет займов Всемирного банка, то стараясь увеличить вложения стран в человеческий капитал. Но большинство из этих подходов оказывались слишком абстрактными и разбивались о суровую реальность их воплощения в жизни.

Гораздо более эффективным оказался подход, направленный «снизу вверх» и основанный на детальном изучении конкретных программ развития с точки зрения микроэкономики, их правильного дизайна и точной оценки эффективности. Вместо абстрактных разговоров о важности вложения в человеческий капитал и подсчетов госрасходов на образование можно взять конкретную программу и экспериментально проверить, помогает ли, например, закупка большего количества учебников улучшить качество образования – раздав учебники в случайно отобранных школах, а затем сравнив знания детей из этих школ со знаниями детей из школ, где дополнительные учебники не раздавались. Целый ряд подобных экспериментов, проведенных Банерджи, Дюфло и Кремером, показал, что простое увеличение ресурсов, выделяемых на образование, далеко не всегда хоть сколько-нибудь значимо влияет на его качество. А менее очевидные программы, например предоставление правильных стимулов учителям, оказываются гораздо важнее и эффективнее.

Именно аккуратный подход к измерению результатов отдельных программ не только в образовании, но и в здравоохранении, развитии сельского хозяйства или микрокредитовании предпринимателей помог показать, что эффективность расходов оказывается гораздо важнее их объемов. И что затраты на проведение исследований, измеряющих эффективность таких программ, с лихвой окупаются экономией средств на закрытии бесполезных программ и перенаправлении ресурсов на наиболее действенные интервенции.

И хотя Россия, к счастью, не относится к числу развивающихся стран, которыми интересуются нобелевские лауреаты этого года, нам есть чему у них научиться в плане подхода к расходованию государственных средств на те или иные программы. Их важность по-прежнему оценивается у нас в первую очередь с точки зрения объемов выделяемых средств, а не эффективности их использования. Правительство готово потратить миллиарды рублей на очередную госпрограмму, но жалеет и копейку на проведение исследований, которые позволили бы определить, был ли от нее хоть какой-то эффект. Именно поэтому ни о каких полевых экспериментах в этой области нам пока не приходится даже и мечтать. И до тех пор, пока идеи нобелевских лауреатов – 2019 не проникнут хоть немного в головы чиновников и мы не сделаем хотя бы первый шаг в сторону доказательной экономики, мы будем обречены наступать на те же грабли и заливать накопившиеся проблемы государственными деньгами, половина из которых уходит даже не в чей-то карман, а просто в песок.

Автор — ректор Российской экономической школы