Разговор не в пользу бедных

Попытки регионов сократить число малоимущих, выведя часть их из тени, могут дать обратный результат

Планы быстрого сокращения уровня бедности в России согласно президентскому указу могут обернуться ее снижением на бумаге с помощью статистических инструментов и поиска неофициальных доходов у малообеспеченных граждан. Стремление вывести из тени неформальную занятость может привести к противоположным результатам.

На сайте Минтруда опубликованы предварительные результаты первого этапа пилотных проектов, направленных на выполнение к 2024 г. требования майского указа снизить уровень бедности в 2 раза, сообщили «Известия» и объявила пресс-служба ведомства. Восемь пилотных регионов сообщили о текущей ситуации и планах по сокращению числа малоимущих.

В своих докладах для Минтруда региональные власти отмечают особенности феномена отечественной бедности, которая далеко не всегда является следствием безработицы или асоциального поведения. Ивановская и Нижегородская области указали, что лишь 3–5% бедных – это не желающие трудиться маргиналы, а более 40% живущих ниже прожиточного минимума работают, причем большая их часть – официально. При этом объем соцпомощи недостаточен для выхода из бедности: так, в Приморье размер пособия позволил перейти порог прожиточного минимума лишь 11,6% его получателей.

Выход из ситуации авторы докладов видят в повышении адресности соцпомощи, которая позволит увеличить пособия. Проблема в критериях, по которым регионы намерены уточнить число малоимущих. Важно соблюдать баланс между прекращением выплаты пособий недобросовестным получателям и вероятностью отсечь от помощи действительно нуждающихся, отмечает завлабораторией уровня жизни и социальной защиты ИНСАП РАНХиГС Елена Гришина. Регионы жалуются, что определить число бедных сложно из-за высокой доли неформальной занятости и теневых доходов. В частности, в Ивановской области сетуют, что расходы каждого седьмого претендента на пособия резко превышают официальные доходы, что указывает на серый заработок. Есть и такие, кого авторы доклада называют «ленивыми бедными» – они не пользуются своим имуществом (жильем, землей и др.) для извлечения дохода (аренда, выращивание овощей и т. п.).

Теневые доходы, обман при получении пособий, пассивность – это, конечно, плохо. Но, объясняя таким образом бедность и возможные причины отказа в пособиях, региональные власти искажают проблему. Сдать дом или квартиру нетрудно при наличии спроса, который есть не везде. А неформальные промыслы и занятость – часто следствие низкого официального дохода или страха его потерять. Попытки вывести неформальный сектор экономики в белую зону приведут к его сокращению и уменьшению доходов населения, а значит, и росту числа претендентов на пособия. А у региональных властей появится соблазн снизить бедность с помощью статистических тонкостей, сократив число живущих ниже уровня бедности за счет обладателей домов в заброшенных деревнях и оценки стоимости урожая огородов.