Что общего у Google и «московского дела»

Успехи отдельных стран в современном мире связаны в первую очередь с тем, насколько полно они используют человеческий капитал своих граждан
Для развития России критически важно, чтобы ставка была сделана именно на развитие и удержание человеческого капитала в стране

Одной из важнейших новостей мировой экономики стало решение создателей Google – Ларри Пейджа и Сергея Брина – отойти от оперативного управления компанией. Оно во многом знаменует новый исторический этап для всех технологических компаний в мире. Вместо вопросов собственно развития технологий и стимулирования новых разработок на первое место выходят вопросы госрегулирования в области антимонопольного законодательства, защиты данных и приватности и их использования для политических целей.

Одновременно с этим одним из важнейших внутрироссийских событий стала очередная волна судебных решений по «московскому делу». Наибольшее внимание привлекло дело студента-политолога Егора Жукова, который был признан виновным в публичных призывах к экстремистской деятельности на основании более чем сомнительного заключения единственного эксперта. Особых красок приговору добавляло то, что Жукову хорошее образование практически вменялось в вину как отягчающее обстоятельство.

Провести параллели между Google и «московским делом» было бы очень сложно, если бы Брин не родился в Москве и ребенком не эмигрировал бы из Советского Союза, не сохранив к СССР никаких теплых чувств. Злоключений его родителей было достаточно, чтобы понять, что уезжал он из страны, где свобода каждого отдельного гражданина была одним из последних пунктов в списке приоритетов власти. Страны, в которой создание двумя студентами собственной технологической фирмы, выросшей в одну из крупнейших мировых компаний, было бы абсолютно немыслимо. Страны, в которой развитие человеческого потенциала и человеческого капитала всегда приносилось в жертву высшим государственным соображениям. Страны, во многом из-за этого и рухнувшей.

В современном мире успехи отдельных стран связаны прежде всего с тем, насколько полно они используют человеческий потенциал своих граждан. Но государственная политика в области развития человеческого капитала зачастую связана с непростым выбором для властей. С одной стороны, высокий уровень образования населения – это залог успешного развития страны. С другой – высокий уровень человеческого капитала в стране – это и риск для власти. Исследования показывают, что не только в демократических, но и в автократических режимах уровень образования положительно связан с качеством работы госорганов. В частности, потому что более образованные люди предъявляют более высокие требования к госорганам, они готовы жаловаться на них и отстаивать свои интересы. В авторитарных режимах высокий уровень образования также увеличивает вероятность демократизации, а демократические режимы делает более устойчивыми.

Для дальнейшего развития России критически важно, чтобы ставка была сделана именно на развитие и удержание человеческого капитала в стране. Чтобы наука и образование заняли первое место в списке государственных приоритетов даже с учетом того, что высокий уровень образования населения может быть проблемой для власти – потому что это проблема исключительно для действующей власти, а вовсе не для государства. Для государства гораздо опаснее, если страна будет планомерно отставать в своем развитии, из-за того что потенциальные создатели новых Google либо вовсе не будут появляться, либо будут эмигрировать в страны, где человеческий потенциал ценится больше природных ресурсов. И такое отставание уже действительно может стать угрозой и основам государства, и конституционному строю – в отличие от видеороликов на YouTube.

Автор — ректор Российской экономической школы