Плохая и хорошая стабильность для российской экономики

Ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов подводит экономические итоги 2019 года
Для российской экономики 2019 год не то чтобы совсем потерянный, но близкий к тому

Конец года – время подведения итогов и попыток заглянуть в будущее. С точки зрения российской экономики 2019 год не то чтобы совсем потерянный, но близкий к этому. «Застой» по-прежнему наиболее точная характеристика экономического «развития» страны. Рост реальных доходов населения колеблется в районе нуля, предмет ожесточенных споров о ВВП – вырастет он на 1,3%, как прогнозировало правительство, или на 1%, как полагают многие эксперты. В любом случае это примерно в 3 раза меньше среднемировых темпов.

Причины пробуксовывающего роста вполне понятные. Экономические проблемы носят структурный, а не циклический характер. А никаких структурных изменений в экономике не произошло и, видимо, не предвидится. Потребление не растет из-за стагнирующих доходов населения и отсутствия внятных перспектив их роста в будущем. Небольшой рост потребления в начале года финансировался за счет потребительских кредитов, которые грозили финансовой системе большими проблемами в будущем, так что и этот рост был достаточно быстро купирован действиями ЦБ. Риски инвестиций по-прежнему остаются запретительными, так что инвестиции российского бизнеса остаются скорее на поддерживающем уровне, а иностранные инвестиции продолжают быть вкусным и сочным, но запретным плодом. Цены на нефть и газ были более-менее стабильными, так что внешняя торговля не принесла ни приятных, ни неприятных сюрпризов. Госрасходы также не стали драйвером роста, так как увеличение расходов оказалось существенно меньше заявленных цифр. Если учесть, что это сопровождалось увеличением налоговой нагрузки как за счет повышения ставок НДС, так и за счет увеличения собираемости налогов, то в целом государственная фискальная политика скорее стала препятствием на пути экономического роста. 

Целый ряд начавшихся в 2019 г. историй еще раз подтвердил, что одним из основных препятствий на пути развития экономики по-прежнему остается правоохранительная и судебная системы, которые используются либо для преследования бизнесменов государством по политическим мотивам (как в случае с Сергеем Петровым), либо как дубинка в решении коммерческих споров (как в случае с делом банка «Восточный»). 

Особенность этого года – объектом законодательных и судебных атак все чаще стали становиться наиболее успешные высокотехнологичные компании, принадлежащие к одному из немногих секторов, конкурентоспособных на мировом рынке. Пока что компаниям с той или иной степенью успешности удается отбиваться от подобных атак. Так, «Яндекс» с трудом, но смог сохранить относительно комфортную структуру владения компанией. А сразу несколько неуклюжих попыток «Рамблера» использовать сомнительные обвинения для атаки на более успешных конкурентов оказались неудачными и пока больше повредили имиджу компании, чем ее конкурентам. Но осадок остался, очередной удар по репутации страны был нанесен.

Если говорить о перспективах 2020 г., то нет никаких поводов ожидать, что экономический рост будет заметно отличаться от того, что мы наблюдали в году уходящем. Какое-то ускорение может произойти за счет того, что наконец начнут расти госрасходы по нацпроектам. Но поскольку все структурные ограничения в виде фактического огосударствления экономики, низкого качества госуправления, плохой защиты прав собственности, низкого уровня интеграции в мировую экономику остаются неизменными, то и прорывов на экономическом фронте ожидать не приходится.

Хорошая новость в том, что охранительный подход к развитию страны снижает и возможные риски негативного развития событий. Консервативная макроэкономическая политика, низкая инфляция и значительные накопленные резервы позволят достаточно безболезненно пережить возможную мировую рецессию. К лучшему ли или худшему, но стабильность остается определяющей характеристикой экономического развития в ближайшей перспективе. Другой вопрос, что накапливающиеся структурные проблемы увеличивают вероятность серьезных проблем в долгосрочной перспективе. Но об этом можно будет подумать в преддверии следующего нового года.

Автор — ректор Российской экономической школы