Коронавирус у микрофона

Современные горизонтальные медиа не очень-то справляются с глобальным кризисом, связанным с COVID-19
Ситуация патовая. Единого источника информации уже нет, а медийной грамотности еще нет

В свое время исследователь медиа Маршалл Маклюэн показал, как изменение технологий распространения информации меняло саму ткань общественной жизни, – в концентрированном виде это известно нам по его формуле The medium is the message.

Например, в 30-х и 40-х гг. прошлого века и тоталитарный Иосиф Сталин, и демократический (но с налетом несменяемости) Франклин Рузвельт обращались к своим гражданам по радио. То есть в кризисной ситуации (мировая война) был один источник информирования, и все собирались у радиоприемников в домах и на улицах.

Такая вертикальная система медиа соответствовала тому типу индустриального общества, но уже давно изжила себя – мы перешли к горизонтальным медиа. Появление интернета и соцсетей резко увеличило количество платформ, а входная стоимость на рынок медиа приблизилась к нулю. Сегодня дошкольник со смартфоном может иметь большую аудиторию, чем газета 100 лет назад.

Последние 20 лет аналитики говорили, что переход от вертикальных к горизонтальным медиа – это прекрасно, так как это больше подходит современному свободному обществу. Но давайте спросим себя: справляются ли современные горизонтальные медиа с глобальным кризисом, связанным с коронавирусом? Не очень. Медиа в нынешней ситуации теряют свой и без того небольшой кредит доверия.

Сомнительные медиа оказались заложниками своей модели развития: они гонятся за лайками и просмотрами, а потому склонны нагнетать истерику и сеять панику. Почему так? Человеческая психика устроена так, что алармистские сообщения заведомо будут собирать больше просмотров, чем благоразумные (можно даже предположить, что действия многих правительств были во многом продиктованы алармизмом медиа: в конце концов, в эшелонах высшей власти тоже сидят живые люди со своими эмоциями).

А качественные медиа тем временем и бьют себя по рукам, чтобы не поддаться порыву собрать лайки и просмотры (ведь они живут на том же рынке), и пытаются давать экспертные прогнозы, когда это закончится. Они публикуют сложные графики, используют чаще нужного слово «экспонента». И все равно в конечном счете признают все то же самое: никто ничего толком не понимает и никто достоверно не знает, когда это кончится.

Ситуация в мире информирования патовая. Единого источника информации уже нет, а медийной грамотности еще нет.

Если вы обладаете навыками критического мышления и работы с big data, у вас все хорошо. Вы работаете с несколькими источниками и достаточно подробно понимаете, что происходит. Но вот проблема: даже в самых развитых странах таких людей сейчас от силы 5–10%. Остальные по-прежнему рефлекторно ждут Сталина по радио, если глобальная беда постучалась в дверь. Кто-то, возможно, ждет Рузвельта, это нюансы.

Но их нет. Есть истеричные дешевые СМИ, есть качественные СМИ со словом «экспонента», есть тонны никчемной информации в соцсетях, которые, к слову, только недавно начали направлять людей на сайты министерств здравоохранения, ООН и ВОЗ, есть эти ведомства и организации, которые тоже не очень-то сильны в информировании. И есть еще голливудские звезды в Instagram, которые учат мыть руки с мылом. Все, больше никого нет.

Именно поэтому и множатся фейки. Именно поэтому люди и слушают шарлатанов. Потому что им очень хочется, чтобы кто-то объяснил все. А никто не может.

Автор — публицист, сооснователь KFConsulting