Ставка на цифру

Что мешает частной инициативе в достижении технологического суверенитета России

Сегодня перед нами стоит масштабная задача по обеспечению технологического суверенитета страны в промышленности и критической инфраструктуре. В конце марта премьер-министр Михаил Мишустин, выступая в Госдуме с отчетом о работе правительства, отметил, что для инновационного развития отраслей необходимо объединить усилия бизнеса, науки, власти и институтов развития.

Проекты в сфере инноваций и технологий традиционно отличаются высокими рисками и капиталоемкостью. И здесь на помощь приходит государственно-частное партнерство (ГЧП). Модель ГЧП позволяет бизнесу разделять часть рисков с государством и обеспечивает гарантированный спрос на разрабатываемые продукты и решения. Государство, в свою очередь, в сжатые сроки получает доступ к необходимым технологиям без дополнительной нагрузки на бюджет. Но нам нужна донастройка этого механизма.

В конце прошлого года ВЭБ.РФ и Национальный центр ГЧП договорились с Курчатовским институтом о стратегическом партнерстве для обеспечения технологического суверенитета России. Приоритетом программы является отбор перспективных технологических компаний, формирование с их участием системообразующих отраслевых операторов и применение механизмов ГЧП для их масштабирования.

В качестве пилотного проекта рассматривается создание группировки космических аппаратов дистанционного зондирования Земли. Это позволит нарастить долю России на мировом рынке таких космических систем, которая сейчас не превышает 0,5%. Причем использовать данные со спутников можно будет для очень широкого спектра задач – от экологического мониторинга и повышения эффективности сельского хозяйства до целей обороны и безопасности.

Проект можно было бы реализовать по концессии, но на сегодня разрешено заключать соглашения только по тем объектам, которые указаны в 115-ФЗ (закон «О концессионных соглашениях»). Космических аппаратов в перечне нет. В этом конкретном случае мы можем найти иные пути и, например, заключить соглашение на информационную систему, которая будет обрабатывать данные со спутников. IT-объекты входят в перечень 115-ФЗ. Но не во всех случаях такой альтернативный вариант применим, не каждый проект предполагает создание цифровой инфраструктуры.

Сегодня в стране реализуется более 3000 проектов ГЧП с объемом инвестиций порядка 4,5 трлн руб. На технологичный сектор (промышленность, инновации, IT) приходится только около 40 проектов чуть более чем на 500 млрд руб. Если мы хотим масштабировать ГЧП в высокотехнологических отраслях, то необходима комплексная доработка механизма, в частности дополнение и корректировка профильного законодательства.

В 115-ФЗ предусмотрено лишь 22 наименования объектов, в отношении которых можно заключать концессионные соглашения. Из них к технологическому сектору можно отнести разве что IT-системы и их составляющие. Мы понимаем, что изменение законодательства занимает достаточно много времени, поэтому нужно максимально комплексно подойти к формированию перечня объектов, которые нужно включить в закон. Либо последовать опыту ряда зарубежных стран и сделать такой перечень открытым. То есть не ограничивать конкретными объектами, а дать каждому уровню власти возможность в рамках своих полномочий решать, можно ли вовлекать в ГЧП тот или иной объект. Благодаря такой практике в зарубежной космической отрасли есть десятки примеров проектов ГЧП: Skynet 5 и Alphasat в Великобритании, TerraSAR-X в Германии, Radarsat-2 в Канаде и др.

Еще одно законодательное препятствие – это невозможность заключать ГЧП-соглашения в отношении объектов, находящихся в частной собственности, и неопределенность в вопросе использования в ГЧП-проектах частных земельных участков. То есть частная сторона должна передать свое имущество государству еще до того, как будет заключено соглашение. Интерес коммерческих игроков к такого рода сделкам невысок.

Наконец, довольно существенная доля промышленности находится в управлении у компаний с госучастием. По сути, они задают повестку развития ряду промышленных отраслей. Но законодательство прямо запрещает выступать им, а также их дочерним обществам на стороне частного партнера в соглашениях о ГЧП. Будет полезно отменить это ограничение.

Другой важный момент – нужно изменить подходы к подготовке и запуску самих проектов. Сделки по концессиям и ГЧП-проектам являются многокомпонентными и предполагают большое количество участников: государство, бизнес, финансирующие организации и др. Порой структурирование таких сделок может занимать от года и более. Компании, разрабатывающие новые технологии, не должны тратить время и ресурсы на такие бюрократические процессы.

Решением может стать тотальная цифровизация данного процесса, когда подготовка проектов идет в единой цифровой среде по заранее предусмотренным алгоритмам и типовым шаблонам. По предварительным оценкам, это может сократить сроки запуска проектов в 2–3 раза. Единая цифровая среда также позволит осуществлять дальнейший мониторинг сделок. Это важно, ведь когда мы говорим о ГЧП, речь идет о проектах, реализуемых в том числе с участием бюджетных средств. И такой подход уже используется в ряде зарубежных стран. Например, в Китае действует информационная система, которая является обязательной для использования при подготовке проектов ГЧП в любых отраслях. При этом, отмечу, рынок ГЧП в Китае в 2,5 раза больше по количеству проектов и в 20 раз больше по объему инвестиций!

Конечно, помимо перечисленного понадобится еще ряд законодательных и организационных изменений, в подготовку которых в том числе необходимо вовлекать научное сообщество. Но в первую очередь сегодня нужна политическая воля и решение федеральных властей, что механизмы ГЧП должны стать одним из ключевых инструментов для обеспечения технологического суверенитета. В инновационных проектах очень важна частная инициатива – предприниматели и люди, которые генерируют новые продукты и решения. И ключевая задача государства сегодня – поддержать эту частную инициативу. А ГЧП как раз тот механизм, который позволит сделать это в сжатые сроки.