Кто мечтает построить мост на Сахалин

Жителям острова нужнее менее пафосная инфраструктура – дороги, детсады, заводы
Строительство моста –  это давняя мечта тех, кто живет на Сахалине. Хочется очень помочь
Владимир Путинпрезидент России

К гадалке можешь не ходить, а мост на Сахалин построят, преду­преждал еще весной человек, отработавший на разных политических должностях.

Владимир Путин в роли человека, который очень хочет исполнить чужую мечту – построить мост на Сахалин (но при этом еще и крепкий хозяйственник, деньги налево и направо не тратит, решение примет только после оценки «экономики» проекта), – выглядит и впрямь хорошо. Добрый, справедливый правитель.

Экономической целесообразности в проекте нет, признавались чиновники. Строиться он будет in the middle of nowhere, так что придется к мосту пристроить почти 600 км железной дороги.

Мечта же, как особый вид воображения и идеальное клише, способна все преодолеть. Цунами, которые на Сахалине не редкость. Необходимость вести работы в условиях вечной мерзлоты. И даже нерентабельность проекта, стоимость которого предварительно оценена почти в 640 млрд руб. с НДС.

Обычно инфраструктуру строят в расчете на экономический рост, на то, что быстрее и дешевле будет перевозить сырье и товары. Но жители Сахалина товары получают в контейнерах из Японии и Китая, а путешествуют самолетом.

Чтобы минимально загрузить дорогу сырьем, ее необходимо со всех сторон подпереть инфраструктурой: построить на Сахалине глубоководный порт для перевалки угля, расширить существующие железные дороги, чтобы привезти на остров уголь. Как ни крути, потратить меньше 1 трлн руб. не получится, говорят собеседники «Ведомостей», а это сопоставимо с расходами федерального бюджета на здравоохранение и образование в 2018 г. Доходы от перевозки угля дорогу не только не окупят, но даже и расходы на ее содержание вряд ли покроют. Но калькуляция расходов уже почти не имеет значения. Потому что у 500 000 сахалинцев есть мечта – одна на всех.

Однако для жителей Сахалина история о том, что Путин «очень хочет помочь» мосту с Сахалина на материк, не стала новостью дня. Читатели сайта Sakhalin.info (крупнейший новостной портал региона) больше интересовались материалом о том, что у 19-летней дочери губернатора украли шкатулку, в которой она прятала $18 000 (54 000 просмотров). Новость про мост набрала 27 000 просмотров.

Сами же сахалинцы в 508 комментариях под новостью сомневаются, что острову нужен мост, и просят обычной бытовой инфраструктуры: дороги починить, детские сады построить, какой-нибудь завод. Дать острову деньги на развитие. Они недавно были изъяты по соглашению о разделе продукции. Вывод сахалинцев: проект, наверное, нужен стране. Ничего, кроме «объемов для определенного круга строителей», мост не даст, пишет один из комментаторов. Другие вспоминают Ротенбергов.

Но и у Аркадия Ротенберга нет мечты построить мост на Сахалин. Скорее, он мечтает о том, чтобы его избежать, говорит один из его знакомых. Новый мост сложнее Крымского, а тот был проектом с крайне низкой маржей, рассказывал чиновник.

Выгоднее моста, к примеру, массовое строительство автомобильных развязок. Реальные объемы контрактов, которые Аркадий Ротенберг уже сегодня получает в автодорожном строительстве и в проектах РЖД, сложно оценить: его интересы есть и в тех компаниях, которые формально принадлежат другим людям, рассказывали «Ведомостям» его конкуренты.

Сейчас в России более 1000 мостов находятся в аварийном состоянии и рискуют не сегодня-завтра обрушиться, рассказывали чиновники. Соседние регионы не связаны инфраструктурой.

Но все это как-то несолидно для правителя. А мост на Сахалин воспринимается как наследие. Соединив все части большой страны – Крым, остров Русский, Сахалин, – можно войти в историю, говорит источник, близкий к администрации президента. Не случайно возобновились разговоры и о строительстве моста через Лену. С советских времен власть не придумала себе лучших памятников, чем мегастройки, – будь то ВДНХ или БАМ.

Если президент хочет мост, то проецирует свой образ мышления на других людей. В психологии это называется эффектом ложного консенсуса: так ему кажется, что жители Сахалина десятилетиями хотят того же. Этого вполне достаточно для начала стройки мечты.