Как наложить маниловщину на карательную действительность

Планы строительства цифровой экономики позволяют совместить прогресс с наказанием
Скоро, вполне вероятно, обыденными станут <...> умные дороги, которые самостоятельно способны отслеживать, например, те же самые нелегальные перевозки
Дмитрий Медведевпредседатель правительства России

«[Манилов] думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву, и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах...» – Николай Гоголь был бы весьма уместен для комментариев ко многим маниловским начинаниям российской власти, и в том числе к приятным рассуждениям председателя партии и правительства Дмитрия Медведева в «Горках» среди верных соратников по цифровой экономике, если бы не одно но. Такое карательное.

И ведь благодушие же царит, мечтания, и даже небезосновательные, как приборы и устройства возьмут на себя рутинные заботы человека, и тогда человек – чем же займется? А тем, что будет карать нелегальных перевозчиков.

К этому чуть ниже еще вернемся, а пока все-таки еще раз удивлюсь: вся логика Дмитрия Медведева, все эти цифровые прелести, уложенные в довольно длинное рассуждение (приведенная цитата – малая часть), в конце концов сводятся к отслеживанию нелегальных перевозок. Наверное, и к удобству водителей тоже, но об этом председатель Медведев ничего не говорит, ему тут важней – наказать!

Да, так насчет наказания: если я правильно думаю, нельзя будет доверить карательные меры бездушной машине! У нее механистический подход, а российская карательная действительность предусматривает в отдельных статусных случаях все-таки преизрядную человечность.

Скажу банальность, но она неизбежна в описываемом случае. Нелегальные перевозчики – это те, кто не заплатил «Платону», т. е. счастливому союзу «Ростеха» Сергея Чемезова, сына Аркадия Ротенберга Игоря и др. Гиперболизируя логику председателя Медведева: цифровое преображение экономики России должно привести к улучшению благосостояния счастливого союза этого и подобных ему.

Карательная логика совещания в «Горках» продолжилась и при обсуждении следующего цифрового вопроса – о беспилотниках. Как же! Нужна система мониторинга, потому что многие дроны используются нелегально! Гендиректор Госкорпорации по организации воздушного движения Игорь Моисеенко вроде бы предложил создать с частным инвестором (и тут я, надо сказать, сразу подумал, какая семья могла бы быть, надежная и проверенная на дорогах, таким частным инвестором – тем более что и аэропорт «Шереметьево» уже у этой семьи частных инвесторов под рукой) специальную мониторинговую компанию.

Дроны, наверное, еще хуже нелегальных водителей, бунтовщиков этих, – с их помощью делается нелегальная (очевидно) видеосъемка разных там поместий на Рублево-Успенском шоссе, например, или даже в городишке Плес Ивановской области. Российский народ смотрит потом эти, конечно, ловко смонтированные кадры – и расстраивается; а мог бы пить по вечерам чай на открытом воздухе и рассуждать о всяких приятных предметах.

Можно надеяться... нет, конечно, не надеяться, кто же против цифровой экономики? Вон Эстония как резко рванула, сделавши ставку на цифру во всем! Так что – не надеяться, а вспомнить, как заканчиваются прекрасные размышления Манилова: «Странная просьба Чичикова [продать мертвых душ] прервала вдруг все его мечтания. Мысль о ней как-то особенно не варилась в его голове: как ни переворачивал он ее, но никак не мог изъяснить себе, и все время сидел он и курил трубку, что тянулось до самого ужина».