Как пропагандисты становятся жертвой пропаганды

Государство само воспитало в обществе подозрительность к людям с двойным гражданством
В целом нам непонятна шумиха, которая по этому вопросу была устроена… [Брилев неоднократно доказывал, что] является абсолютным патриотом, и наличие другого гражданства здесь не является чем-то ущербным
Дмитрий Песковпресс-секретарь президента России

Ведущий программы «Вести в субботу» на телеканале «Россия 1» Сергей Брилев – гражданин Великобритании, у него есть недвижимость в Лондоне, выяснил Алексей Навальный и напомнил, что этот журналист – сотрудник государственного холдинга ВГТРК. Брилев в ответ заявил, что британское гражданство никогда и не скрывал, мол, его начальство уж точно было в курсе, а сотрудник ФГУП не госслужащий, так что никаких законов он не нарушал. Брилеву вторило само государство в лице пресс-секретаря президента России Дмитрия Песков. Тот не нашел во втором гражданстве популярного ведущего ни нарушения закона, ни даже ничего предосудительного, назвав Брилева «абсолютным патриотом», хотя и не уточнив, какой страны.

Еще лет пять назад второе гражданство любого известного человека – журналиста, бизнесмена, политика, даже чиновника – воспринималось как нечто желаемое и вполне достижимое. Как хорошая квартира в Москве, домик в Майами, загар после каникул в Альпах и разговорный английский. Эти «глобальные русские» легко передвигались по миру, а иностранный паспорт обеспечивал свободу не хуже денег. На человека, заявившего, что второй паспорт мешает любить родину и таким в России не место, посмотрели бы как на идиота.

Не надо объяснять, что теперь мы живем совсем в другой стране. За последние три года нам объяснили на пальцах, что любая организация, имеющая связи с иностранцами, подозрительна, это иностранный агент, который просто не может не работать против интересов России. И не важно, чем ты занимаешься – издаешь общественно-политическую газету или журнал с кулинарными рецептами, выпускаешь художественную литературу, помогаешь лекарствами больным сахарным диабетом и СПИДом. Имеешь связи с иностранцами – значит, в любом случае ты враг, твою компанию надо передать российским собственникам, а если это невозможно – закрыть. Любые здравые аргументы, что домохозяйки не устраивают революций по рецепту торта «Прага» и что больным все равно, на чьи деньги покупаются лекарства – их просто нужно спасать, пролетали мимо ушей депутатов и прокуроров. Все это бессмысленно, пока вы соответствуете одному формальному признаку: связь с иностранцами.

Именно поэтому британское гражданство Брилева – человека, который каждые выходные от лица госхолдинга ВГТРК объясняет десяткам миллионов людей политику партии и правительства, – вызвало такой интерес. Чиновники сами начали эту охоту на иностранных агентов. Поэтому наигранное удивление Пескова по поводу поднявшейся «шумихи» и уверенная характеристика подданного Великобритании как абсолютного патриота – либо шизофрения, либо чистой воды лицемерие.

Нет проблемы в самом Брилеве. Хотя надеюсь, что, когда в ходе его будущего интервью с премьер-министром Дмитрием Медведевым речь зайдет об отношениях с Европой, Брилев, как честный журналист, все же сообщит с экрана зрителям, что поклялся в преданности английской королеве. Они же имеют право знать, что второй паспорт никак не мешает объективной журналистике, правильно?