Россия и Франция: 300 лет вместе

Как Петр I установил дипломатические отношения с Французской Республикой
Картина Луизы Марии Жанны Эрсен «Луи XV посещает Петра I в Lesdiguieres», XIX в. / Bridgeman / Fotodom

Весной 1717 г. Петр I въехал в Париж. Хотя он путешествовал инкогнито, в Париже настоял на соблюдении официального протокола и отказался покидать особняк Lesdiguières, в котором он остановился, пока король лично не нанесет визит, тем самым подчеркнув их равенство. Тремя днями позже король Людовик XV, которому на тот момент едва исполнилось семь лет, приехал к Петру с официальным визитом.

«...Петр спустился и встретил короля у кареты. Затем они оба вровень направились в покои царя, где расположились на одинаковых креслах. Король начал с заготовленного заранее комплимента. Вместо ответа царь неожиданно взял короля на руки, поднял до уровня своего лица и несколько раз поцеловал, что никоим образом не было предусмотрено церемониалом. Мы опасались, что малолетний король испугается, но, хоть и немного удивившись, он сохранил самообладание, и беседа <...> продлилась еще добрых четверть часа» – так описал встречу граф Оссонвиль.

Еще до визита Петр I знал от своих дипломатов о том, что во Франции «художества больши прочих всех государств европских цветут и всех свободных наук ведения основательное повсегда умножается». Поэтому, по официальной версии, царь поехал во Францию, «чтобы обозреть тамо изящность зданий, разные учреждения и из того почерпнуть нечто для пользы своего государства». И действительно, Петр с увлечением изучал местные достопримечательности. Был в обсерватории, анатомическом институте, сходил в оперу и картинную галерею, проехался по королевским замкам и дворцам.

У Петра всегда были при себе бумага и карандаш – он записывал и срисовывал все, что казалось интересным. При посещении мастерских и мануфактур для него делались чертежи механизмов. Пробыв в Париже более шести недель, Петр «видел за это время более, чем другой человек в целый год»: не было самой маленькой фабрики или завода, которые бы он не осмотрел. В мастерской Жана Пижона Петр купил коперниканскую движущуюся модель неба за астрономическую по тем временам сумму 2000 руб. Посетил государь и Монетный двор, заинтересовался секретом изготовления знаменитых французских гобеленов и пожелал основать гобеленную мануфактуру в России.

Автор научной монографии «Петр I во Франции» Сергей Мезин считает, что русский царь во время своего путешествия прежде всего думал о нуждах российского государства. Из путешествия Петр и его приближенные увезли домой, по словам одного из архитекторов, «всю Францию на бумаге».

Интересовался Петр и образованием – побывал в Сорбонне, женской школе, библиотеке короля в Тюильри. И, конечно же, отправился с визитом в Академию наук. Мезин так иллюстрирует этот визит: «Академики во главе с аббатом Биньоном продемонстрировали ему свои достижения: геометр и механик Жан Эли де Лафей показал модель машины для подъема воды с наименьшей затратой сил <...>; химик и врач Луи Лемери познакомил с эффектным химическим опытом по получению кристаллов сернокислого цинка; механик Франк Жозеф де Камю продемонстрировал механическую игрушку, созданную для юного короля, – упряжку лошадей, тянувшую игрушечную карету; физик Андре Далем показал <...> новую конструкцию реечного домкрата большой мощности». На Петра этот визит произвел огромное впечатление, и через семь лет по его приказу была открыта Академия наук в Петербурге, которая стала кузницей отечественных ученых.

Знакомился Петр и с французской государственной системой, парламентом, судами – увиденное отразилось потом на его законодательной деятельности. Визит Петра I во Францию был связан с политической необходимостью – поиском помощи для завершения изнурительной Северной войны со Швецией.

Результатом парижского визита стало подписание первого в истории русско-французского союзного договора, к которому присоединилась и Пруссия, состоявшееся 4 августа 1717 г. 43 дня, которые Петр I провел во Франции, положили начало 300-летней истории дипломатических отношений двух стран. &

Текст: Мария Ганиянц