Кто сделал Лион модным?

Чем Лион привлекает по 6 млн туристов в год и как устроена маркетинговая программа OnlyLyon
Depositphotos / PhotoXPress

Символ искусства «жить по-французски», Лион в 2007 г. стал первым французским городом, у которого появилась собственная региональная маркетинговая стратегия. Люди, отвечавшие за развитие региона, хотели сломать представление о Лионе как об исключительно кулинарном направлении и рассказать туристам о богатом наследии ЮНЕСКО, инновационных биотехнологиях, которые развиваются в местном технопарке, и других привлекательных сторонах города. Взяв на вооружение опыт «территориального маркетинга» Амстердама (I Amsterdam) и Нью-Йорка (I Love New York), власти Лиона решили превратить город в бренд.

OnlyLyon – это партнерская международная программа, созданная в 2007 г. Ее цель – повысить популярность и конкурентоспособность Лиона и окружающих его территорий на мировом туристическом рынке, привлечь в город таланты и инвестиции, а также способствовать другим позитивным инициативам.
На сегодняшний день за основные направления и стратегию программы отвечают ее инициаторы – 12 крупных государственных организаций и приватизированный в 2016 г. аэропорт Лиона. Кроме того, в программе участвует 20 частных инвесторов.
Практической координацией проекта занимается фонд Invest in Lyon, который, в свою очередь, отчитывается перед инициаторами и инвесторами программы.
Для укрепления имиджа и репутации Лиона на международном уровне команда OnlyLyon использует коммуникационные кампании, выбирает послов программы, которые участвуют в международных программах и инициативах, выстраивает тесные отношения с медиа.

Ни один другой крупный город не имеет стратегии, в разработке которой участвовал такой широкий круг партнеров (см. врез). Теперь во Франции примеру Лиона стремится подражать Нормандия с программой и слоганом Enjoy Rouen Normandy, предпринимает попытки и Овернь.

Главная, видимая для туристов часть программы OnlyLyon – карта Lyon City Card. Она дает право на бесплатное посещение 22 музеев и проходящих в них выставок, бесплатное пользование некоторыми видами общественного транспорта и скидки в магазинах. Купить карточку можно до поездки в город – прямо на сайте https://www.lyoncitycard.com/, где вам с гордостью сообщат, что из 175 359 человек, купивших карту, 98% были удовлетворены ее преимуществами (данные на начало мая 2017 г.). Кроме сайта карта продается в аэропорту, музеях, туристических бюро и большинстве гостиниц.

Результатом многолетних трудов стало присуждение в 2016 г. Лиону престижной туристической премии World Travel Awards в категории «лучшее туристическое направление выходного дня Европы». Эта премия была учреждена в 1993 г. в Великобритании, и с тех пор ее часто называют «Оскаром» туристической индустрии. Лион получил премию не зря: город действительно может предложить туристам массу развлечений и достопримечательностей.

В 2016 г. туристический поток в Лион вырос на 13%. Причин сразу несколько.

Во-первых, международный аэропорт Lyon Saint Exupéry увеличил пассажиропоток до 9 млн человек, из которых 6 351 780 – иностранцы. Аэропорт стал принимать 30 новых рейсов и расширил маршрутную сетку на 20 новых направлений (в частности, теперь туда летает прямой рейс «Аэрофлота» из Москвы) в том числе благодаря приходу новых регулярных авиакомпаний и авиакомпаний-лоукостеров.

Во-вторых, вернулся Лионский фестиваль света, который в городе ежегодно проводят в декабре еще со Средних веков – изначально во избавление от чумы. Только один раз власти отменили эту световую феерию – в 2015 г. из-за ноябрьских терактов в Париже.

/Getty Images

Наконец, дополнительный стимул развитию туризма дал запуск в 2016 г. часового туристического трамвайного маршрута по центру города Lyon City Tram. Состав проезжает мимо галерей искусства, галло-римских амфитеатров, площадей и лесенок квартала Pentes и шедевров лионского стрит-арта. Граффитистов тут любят настолько, что в лионском Музее современного искусства регулярно устраивают выставки уличных художников со всего мира – просто отдают им под роспись один из этажей. Кстати, сам по себе музей с прекрасным ботаническим садом неподалеку тоже можно считать обязательным к посещению: уровень коллекции и гастролирующих выставок сопоставим с лучшими мировыми центрами современного искусства – чего стоит одна инсталляция Йоко Оно на входе.

83 млн туристов посетило Францию в 2016 г.

100 млн туристов к 2020 г. – цель министерства туризма

№ 1 несмотря на уменьшение турпотока (минус 3 млн по сравнению с 2015 г.), Франция остается самым популярным туристическим направлением в мире

61 млн человек остановилось в первом триместре 2017 г. в отелях Франции

9,7% ВВП страны приходится на сферу туризма

2 млн человек работает в сфере туризма

Одна из главных составляющих путешествия в Лион – местная кухня: город давно называют столицей мировой гастрономии. Лионская кухня – это кулинарные традиции, локаворская философия (использование строго местных сезонных продуктов) и мишленовские шефы на расстоянии вытянутой руки: 15 ресторанов города могут похвастаться от одной до трех звезд Мишлена. Гастрономический рынок имени Поля Бокюза – и поныне здравствующего 91-летнего основателя новой лионской кухни – это одно из обязательных мест для воскресного паломничества как горожан, так и туристов. А недавно открытый настоящий ресторан Sodexo – компании, которая занимается организацией корпоративного питания, – в Лионе работает на свежих продуктах с рынка и готовит 800 блюд в день.

На правах города, где зародился «Синематограф» братьев Люмьер, с 2009 г. Лион проводит собственный кинофестиваль, на котором акцент делается на истории кинематографа. В 2016 г. звезда южнокорейского кинематографа Пак Чан-ук привозил сюда свою «Служанку», Квентин Тарантино проводил мастер-классы, а фотограф и режиссер Джерри Шацберг вновь показал самый первый фильм «Пугало» с Аль Пачино, который был снят в 1973 г. и получил «Золотую пальмовую ветвь».

Чуть в стороне от центра Лиона в квартале Круа-Русс находится Maison de la Dance – Дом танца, где круглый год можно смотреть постановки лучших современных хореографов Франции и мира: например, в сезоне 2017/18 г. можно будет увидеть спектакли Филиппа Декуфле, Акрама Хана, Сиди Ларби Шеркауи и других звезд contemporary dance. Лион по праву считается одной из мировых столиц этого искусства.

Одним из важнейших проектов для развития городской и туристической среды стала программа Lyon Confluence – реновация старого фабричного района площадью 150 га на острове в месте слияния Роны и Соны, рассказал изданию «Ведомости&» Ален Гальяно, вице-президент Лионской метрополии по международным отношениям. На месте старых заводских корпусов появились парки и офисные центры, спроектированные ведущими дизайнерами со всего света. А на оконечности острова открылся популярный у туристов мультимедийный этнографическо-исторический музей Confluence (в котором, конечно же, есть и гастрономический ресторан). Первый этап проекта предусматривает реновацию 41 га, он стартовал в 2003 г. и завершится в 2018 г. Остальную территорию планируется обустроить к 2025 г., но уже сейчас площадь обитаемой центральной части Лиона увеличилась на 40%.

По словам Гальяно, такие проекты, как OnlyLyon и Lyon Confluence, позволяют Лиону конкурировать с Парижем не только за туристические потоки, но и за новых жителей. «Ведь стоимость жизни и цены на недвижимость у нас почти вполовину ниже, чем у парижан», – говорит он. &

Текст: Екатерина Сваровская