«Мы сделали переход максимально открытым»

Вячеслав Кравченко, заместитель министра энергетики Российской Федерации
Вячеслав Кравченко, заместитель министра энергетики Российской Федерации / Максим Стулов / Ведомости

Начав реформирование энергетики, почему-то забыли о том, что энергетика – это еще и рынок тепла; все правовые акты, принятые в этой сфере начиная с 2003 г., направлены исключительно на развитие отношений в этой сфере. С другой стороны, когда писали закон о теплоснабжении, забыли, что там, где проводится тепловая энергия, зачастую проводится и электрическая. И нынешний законопроект – попытка совместить эти сферы и тем самым повысить эффективность систем производства электрической и тепловой энергии.

Отрасли нужен колоссальный объем средств на модернизацию. По самым скромным оценкам, до 2025 г. потребуется 2,5 трлн руб. (на данный момент среднегодовые объемы инвестиций в теплоэнергетику и центральное теплоснабжение – около 90 млрд руб., и их объем продолжает сокращаться). Причем, по расчетам Минэнерго, 37% этих средств можно получить за счет повышения эффективности. А обеспечить финансирование и привлечение инвесторов смогут лишь прозрачные четкие долгосрочные правила работы, которые устанавливает законопроект.

Мы понимаем, что, когда три стороны – ЕТО, муниципалитет и региональные власти – договорятся о переходе на систему отношений по принципу «альткотельной», в некоторых случаях возможен будет рост цен на тепло для конечного потребителя. Уже есть расчеты, в каких поселениях он может произойти, а в каких цены возможно заморозить (по-хорошему их нужно снижать, приводя систему теплоснабжения в нормативное состояние). Сейчас мы рассматриваем варианты действий, при которых повышение тарифов там, где оно будет необходимо, пройдет максимально корректно со всех точек зрения. Например, мы можем в данном вопросе пойти по аналогии с применением законодательства о концессиях.

Мы сделали процедуру перехода на принципы «альткотельной» максимально открытой: схема теплоснабжения и соглашение о ее реализации будут публичными, ЕТО должна раз в год публично отчитываться об исполнении взятых на себя обязательств и т. д. Опыт подсказывает, что понятным языком можно разъяснить многое, даже такую непростую тему, как возможный рост цен на отдельные товары и сервисы.

40 регионов готовы частично или полностью поддержать законопроект Минэнерго и внедрить у себя новую модель рынка тепла. Руководители Татарстана, Ханты-Мансийского автономного округа, Красноярского и Алтайского края неоднократно заявляли, что их регионам интересна эта модель.

В регионах, где цена на тепло выше цены «альтернативной котельной», изменения произойдут быстро: там текущая цена замораживается (сегодня пятая часть всех потребителей существенно переплачивает по сравнению с предварительно рассчитанной ценой «альтернативной котельной»). Если же цена в регионе ниже, то, по нашим расчетам, рост будет на уровне инфляции плюс 1–2%. Резкого повышения цен не ожидается: регион сможет установить переходный период на срок до 10 лет. Кроме того, мы предлагаем при согласии всех сторон устанавливать цены для потребителей ниже цены «альткотельной», т. е. делать к ней скидку, такая возможность добавлена в наших последних правках к законопроекту.

Закон должен заработать с 2018 г. Тогда же будут определены пилотные проекты по внедрению новой модели. Конечно, после принятия закона еще надо будет выпустить соответствующие подзаконные акты, но основная работа уже выполнена. Так, например, мы подготовили проект постановления правительства РФ по расчету стоимости «альтернативной котельной», а также создали ценовой калькулятор, с помощью которого можно рассчитать примерную стоимость тепла в соответствующем муниципальном образовании. Этот калькулятор уже доступен на сайте нашего Министерства, и каждый, кому интересна тема цены на тепло, может произвести простой подсчет. &