Могут ли мегаполисы сделать своих жителей счастливыми

Евгений Разумный / Ведомости

Часто говорят, что современный город должен быть умным – smart. Речь идет о проникновении в нашу жизнь широкополосного доступа к интернету, о сенсорах и сборе информации, анализе больших данных, об интернете вещей. Умные системы управления трафиком, умные дома и транспортные средства, возможность получить онлайн всевозможные госуслуги – к этому мы уже привыкли. Аиша бин Бишр, генеральный директор агентства Smart Dubai, приводит в одном из интервью такие расчеты: одно только внедрение в администрации Дубая системы блокчейн может сэкономить 25 млн часов – в основном за счет сокращения бумажного оборота.

Все больше ученых, архитекторов, дизайнеров, инженеров теперь начинают говорить о новой ступени развития городов – счастливом городе (happy city). Как превратить умный город в счастливый?

В 2013 г. канадский журналист, урбанист, выпускник географического факультета Университета Виктории Чарльз Монтгомери выпустил книгу «Счастливый город». Используя наработки урбанистики, психологии, нейрофизиологии и социологии, Монтгомери доказывает, что планировка современных городов ориентируется на принципы экономической эффективности и на использование автомобиля, а не на обустройство пространства для счастливой жизни, как должно бы быть. На создание книги Монтгомери вдохновил Энрике Пеньялоса, в 1998–2001 гг. занимавший пост мэра Боготы, столицы Колумбии. Он кардинально реформировал общественный транспорт в городе, ввел ограничения на парковку, расширил тротуары, обустроил велосипедные дорожки. Монтгомери пришел к выводу, что эти меры позволили оживить город и сделать его более счастливым. Кроме того, Монтгомери – противник пригородов. Он приводит данные о том, что жители одноэтажных пригородов чаще погибают в ДТП, а в семьях тех, кто добирается до работы дольше 45 минут, чаще случаются разводы.

Не все урбанисты согласны с Монтгомери, но все больше экспертов пишут, что счастливый город должен прийти на смену умному. Развитие технологий высвобождает время и позволяет людям сообща решать те проблемы, которые раньше каждый решал индивидуально. По мысли Монтгомери, самый сильный психологический эффект от города – то, как он влияет на отношения между людьми. «Некоторые умные города начали свое развитие с постулата «технология на первом месте», – пишет основательница британского портала Happy City Лиз Зейдлер на страницах своего издания. – Многие на этом же и остановились... Принцип такой: внедрить инновацию, а потом посмотреть, какую из городских проблем она могла бы решить». На самом деле, по мысли Зейдлер, подход должен быть иным: человеческие потребности и желания – на первом месте.

Что конкретно стоит за общими словами о человечности? На что должны обращать внимание проектировщики счастливых городов?

Немецкий ученый, специалист в области психиатрии, доктор медицины Мазда Адли долго изучал влияние городской среды на уровень стресса и написал книгу «Стресс и город». Доктор Адли приводит данные о том, что по причине стресса у обитателей мегаполисов риск заболеть шизофренией в 2 раза выше, чем у деревенских жителей, а получить депрессию – на 40%. Особый городской социальный стресс складывается, с одной стороны, из перенаселенности, а с другой – из изолированности каждого отдельного человека. Как проектировщики счастливых городов могут помочь снизить этот стресс? Адли отвечает: минимизировать скученность, оставлять для человека пространство и в то же время возможности для социальных связей.

Один из главных принципов счастливого города – вовлечение в принятие решений местных жителей, сотворчество с ними. Весной 2016 г. 17 районов Монреаля присоединились к объявленной городским правительством программе «Совместное усилие». Благотворители выделили на программу 23 млн канадских долларов (около $17 млн) на пять лет. В каждом районе свои сложности и проблемы, и проект «Совместное усилие» предоставил жителям платформу для их решения. На территории района Эхантстик, например, есть так называемая пустыня (food desert) – несколько кварталов, в которых живут бедные люди и в которых не работают поэтому супермаркеты и продовольственные лавки. Участвующие в «Совместном усилии» жители и общественные организации привозят в «пустыню» свежую здоровую еду.

Еще один рецепт борьбы со стрессом города от Адли: борьба с одиночеством, социальной изоляцией, особенно людей из группы риска, например пожилых. Счастливый город умножает и укрепляет связи между людьми. Исполнительный директор ассоциации New Cities Себастьен Тюрбо в своей статье «Принести счастье в наши города» рассказывает об опыте французского девелопера, который начал строить в Бордо жилье для людей разных поколений. Дома для пожилых людей встраиваются в обычные кварталы, при этом в них есть просторные общие комнаты, куда могут приходить соседи. В этих комнатах есть настольные игры, книги и газеты, по вечерам проводятся концерты, на которые собираются местные жители. Так обитатели домов престарелых не оказываются изолированными.

Житель счастливого города чувствует себя в безопасности не только в физическом, но и в психологическом смысле. Парки, зеленые уголки, где можно защититься от шума и суеты большого города, – это не роскошь, а необходимость, пишет Монтгомери. Городу нужны так называемые slow places – места, где можно замедлиться. В 1999 г. несколько небольших итальянских городов объединились в ассоциацию «медленных». Они отстаивают право человека на созерцательную жизнь, на медленную еду не на бегу, на вдумчивый просмотр кино. Будет ли кто-то оспаривать важность всего этого для счастья?

Текст: Глеб Борисов