Можно ли заработать миллион, делая жизнь лучше

Четыре истории социальных предпринимателей
Личный архив

На первый взгляд сама идея социального предпринимательства кажется абсурдной: главная задача бизнеса – зарабатывать деньги, а ресурсы, потраченные на решение социальных проблем, увеличат себестоимость товаров и услуг, снижая прибыль и конкурентоспособность предприятия. Но опыт первопроходцев показывает, что это не так – социальный аспект бизнеса дает им более широкий взгляд на себя и на общество, помогает изобретать новые товары и услуги и эффективно продвигать их на рынках.

Бизнес на доверии

#здоровая еда / Healthy Food Space

Как измерить, казалось бы, неизмеримые социальные показатели – например, уровень доверия в коллективе? Бывший работник банка Дмитрий Пронин теперь знает ответ с точностью до процента. В прошлом году он придумал новый формат продажи здорового питания в офисах – станции самообслуживания без кассиров и продавцов Healthy Food Space. Человек берет то, что хочет, с полки, сам сканирует штрихкод и сам оплачивает покупку на терминале. Процент оплаченных покупок Пронин называет индексом доверия. Ставка на доверие окупается – за 2017 г. его бизнес принес более 200 млн руб. выручки.

/Healthy Food Space

Пронин увлекается триатлоном и раз в неделю практикует лечебное голодание. В 2008 г., когда банковский бизнес схлопнулся (Пронин тогда был наемным менеджером), решение создать в Москве сеть кафе здорового питания Healthy Food пришло будто само собой. Из рецептур в меню Healthy Food были исключены жир, соль, сахар, майонез, уксус, консерванты и пищевые добавки. Основной способ приготовления – запекание, а фирменным блюдом стали сырники из органического творога. Предприниматель угадал тренд: в то время здоровый образ жизни был в диковинку, а сейчас уже мейнстрим.

Идея параллельно с сетью кафе развивать и станции здорового питания в офисах крупных компаний появилась у него в 2016 г. после учебы в бизнес-школе «Сколково». В партнерстве с Антоном Мордвинцевым, основателем платежной системы InPlat, они начали развивать новый формат торговли. Первая станция Healthy Food Space открылась в 2017 г. в офисе системного интегратора Positive Technologies. Работодателям такой подход тоже выгоден – вместо того чтобы бежать за обедом в ближайший фастфуд, сотрудники могут получить здоровое питание прямо в офисе.

«Мы продвигаем две базовые ценности – здоровое питание и доверие», – говорит Пронин. Сейчас в сети Healthy Food в Москве 20 кафе и 75 станций самообслуживания на доверии. Инвестиции в открытие первой станции составили 500 000 руб., сейчас запуск каждой следующей обходится дешевле – около 300 000 руб. (открытие кафе требует в разы больше денег – 2–3 млн руб.). Еще 1 млн руб. пришлось на начальном этапе вложить в разработку специального софта для сети станций.

Плюс станций самообслуживания – нет расходов на персонал, минус тоже очевиден – покупатель может взять еду и не заплатить. В офисах разных компаний индекс доверия различается – у Пронина есть клиенты с индексом 99%, а есть такие, где этот показатель всего 67%. «Наш проект растет, и у нас положительная юнит-экономика, потому что существующий индекс доверия позволяет нам реализовывать нашу стратегию. Если мы ошибаемся и индекс доверия падает ниже 80%, мы работаем с нашим клиентом, проводим встречи с персоналом, рассказываем, почему доверие – это важно, почему эта ценность для команды является основной, если команда намерена побеждать. Если не получается изменить ситуацию и индекс доверия не растет, то мы уходим. Таких случаев пока было всего три», – рассказывает Пронин.

Он уверен, что за подобными форматами торговли будущее. «Доверие – новая валюта», – его любимая поговорка.

Отожмись на миллион

#фитнес улиц / Workout

Жизнь выпускника ВШЭ Антона Кучумова делится на три части: работа, тренировки, бизнес. На работе он директор по развитию в IТ-компании, но всем своим видом опровергает стереотип, что айтишники все свободное время проводят за компьютером. Кучумов – один из основателей российского воркаута, «фитнеса городских улиц». По его программе 100-дневного воркаута тренируется более 55 000 человек из 849 городов в 51 стране мира. Пока пользователи в основном русскоязычные. Но этим летом программу перевели на английский, осенью запустят англоязычное iOS-приложение, затем – приложение для Android и сайт.

Антон Кучумов /Личный архив

Кучумов категорически против того, чтобы воркаут называли спортом. Сам он определяет его как уличную субкультуру, объединяющую уникальный подход к тренировкам, стремление к разностороннему развитию личности и социальную активность. Воркаутом можно заниматься где угодно и бесплатно, без дорогих тренажеров и снаряжения. Его основа – работа с весом собственного тела: подтягивания, отжимания, приседания. Движение зародилось в США, но действительно массовым стало именно в нашей стране.

Кучумов и его друзья начали тренироваться в 2009 г., вдохновившись американскими видеороликами с YouTube. На первой тренировке их было трое, но группа в Москве быстро выросла до 50 человек. Потом началась цепная реакция – воркаутеры стали встречаться, обмениваться опытом, делиться новыми методами тренировок. Группы воркаута стали возникать по всей стране.

Поначалу движение координировалось через соцсеть «В контакте», но это оказалось не очень удобно – возникло множество региональных групп, которые варились в собственном соку, зачастую не зная, что у них есть единомышленники в соседнем городе или даже районе. Естественным шагом стало создание сайта workout.su – его Кучумов с друзьями запустили на собственные средства в 2011 г. А первую версию мобильного приложения разработали, получив премию «Импульс добра» от фонда «Наше будущее».

Сейчас у сайта более 100 000 уникальных посетителей в месяц, есть свой канал на YouTube. У бесплатных русскоязычных мобильных приложений для Android и iOS, которые помогают начинающим подключиться к программе 100-дневного воркаута, уже 500 000 скачиваний. Но денег все это практически не приносит. «У нас есть четкое представление о том, каким должен быть воркаут, и в это представление 99% коммерческих партнеров не вписываются. Потому что одна из основных идей воркаута заключается в том, что тебе не нужно ничего покупать, чтобы привести себя в отличную форму, стать более здоровым, красивым и сильным. В нашей сфере, если говорить про фитнес-индустрию и индустрию здоровья, коммерция в основном строится на том, чтобы втюхать человеку бесполезную лабуду. Поэтому мы финансируем себя на данный момент сами», – объясняет предприниматель.

Помогает в этом интернет-магазин, открытый семь лет назад на сайте workoutshop.ru, – там продаются спортивный инвентарь и одежда для воркаута, в основном собственной разработки (производится все это в разных странах). В 2017 г. в магазине сделали покупки 11 000 человек, выручка, по данным самого Кучумова, составила около 30 млн руб. Продажи растут примерно на 10% в месяц, и по итогам 2019 г. магазин планирует выйти на оборот в $1 млн.

«История о миллионе долларов на социальном предпринимательстве в России, как мне кажется, будет очень полезна для продвижения данного подхода к предпринимательству и демонстрации его жизнеспособности», – полагает Кучумов.

Доход в натуральной форме

#экология / Mi&Ko

Как и большинство социальных бизнесов, компания кировской предпринимательницы Екатерины Матанцевой Mi&Ko началась с осознания личной потребности: выпускница Вятского государственного университета стала искать для себя и ребенка натуральную косметику и экологичную бытовую химию и обнаружила, что такой продукции в городе почти не продается. Тогда она решила делать ее сама. Сейчас это бизнес с годовым оборотом 140 млн руб.

/Mi&Ko

Для начала Матанцева скачала из интернета рецепты экомыла и стала варить его на дому, а излишки продавать знакомым. Это довольно популярное увлечение среди домохозяек, оно будит фантазию и дает возможность экспериментировать с рецептурами. Но вот сделать следующий шаг – развернуть полноценное производство – рискуют немногие.

Екатерина при поддержке семьи в 2010 г. открыла собственный мини-завод натуральной косметики. С самого начала она решила, что натуральной и экологичной должна быть не только конечная продукция – весь производственный цикл проектировался так, чтобы наносить наименьший урон окружающей среде. Например, большое внимание уделялось системам очистки выбросов и сбросов. Поэтапно внедрялась система раздельного сбора мусора – в итоге расход на транспортировку и утилизацию мусора превратился в доход от сдачи макулатуры и пластика. Только за счет печати на оборотной стороне удалось в 3 раза сократить расход потребления офисной бумаги. Повторный цикл использования воды позволил значительно сократить производственные расходы.

Идеализм? Как посмотреть. В критический момент ставка на социальную ответственность спасла ее бизнес. В 2012 г. проценты по кредитам превышали прибыль и предприятие оказалось на грани банкротства. Но Mi&Ko выиграла всероссийский конкурс проектов «Социальный предприниматель» и получила от фонда «Наше будущее» беспроцентный заем в 5 млн руб. на производство экологичных стиральных порошков. Затем удалось выиграть еще несколько грантов и субсидий. После этого удалось реструктурировать долги и расширить линейку продукции. С тех пор проект уверенно набирает обороты.

«Социальное предпринимательство часто понимают только с одной стороны – услуга или товар помогает узкой социально незащищенной категории людей. Мы же рассматриваем ситуацию системно. Чтобы наш проект не просто решал проблему, но и не создавал новых. Это целый цикл: товар, который сохраняет здоровье детей с атопическим дерматитом, аллергиков, астматиков. Это производство, которое не загрязняет город, в котором находится. Создает рабочие места для социально незащищенных лиц. Просвещает – на экскурсиях на производство, на мероприятиях и в СМИ школьников и взрослых о том, как важно сохранять природу», – излагает свою философию Матанцева.

Сейчас ее производство расширилось до 3000 кв. м, в компании работает 76 сотрудников, выручка в 2017 г. выросла на 250%. Товары Mi&Ko продаются через интернет-магазин, через розничные сети в 70 регионах РФ и странах СНГ, на семи заправках «Лукойл» в Кировской области. В 2018 г. два фирменных магазина открылось в Москве.

Теперь компания сама поддерживает экологические и социальные проекты – в прошлом году на это было выделено 375 000 руб. и 716 единиц продукции. Предпринимательница считает, что работа по улучшению качества жизни в социуме важна и государство должно транслировать это через законодательные акты, формы поддержки, налоговые преференции. «Экологические тенденции рано или поздно заставят чиновников принимать решения», – уверена Матанцева.

Другой город

#туризм / «Коломенский посад»

История бывшей учительницы музыки Натальи Никитиной, которая вместе с партнером в 2009 г. решила возродить производство коломенской пастилы, – один из самых ярких кейсов про то, что такое социальное воздействие. Защищая при получении второго высшего образования диплом про культурное наследие как ресурс развития монопрофильного города, Никитина даже не подозревала, насколько скоро ей придется убедиться в этом на практике.

/Слава Замыслов/АСИ

Идея воссоздать рецепт старинной пастилы родилась при подготовке фестиваля «Ледяной дом» – писатель Иван Лажечников упоминал в книге коломенскую пастильницу. Пастила произвела фурор, но тогда же стало понятно, что продается она хорошо не сама по себе, а с впечатлениями. Краеведческий музей выделил под музей пастилы флигель без электричества и отопления. Никитина вложила в проект все, что было, – продала квартиру в родном Воскресенске. В 2010 г. проект победил в конкурсе социальных проектов фонда «Наше будущее», получив беспроцентный заем в 4,2 млн руб. на четыре года.

Предпринимательница начала возвращать историческое назначение отдельным зданиям в коломенском посаде. Каждый год команда Никитиной с разрешения властей превращала живописные развалины в «места силы» – калачную, мыловарню и т. д. Через пару лет с «Коломенским посадом» работало уже 100 турагентств. «Историческое наследие – капитал в прямом смысле», – говорит Никитина. Правда, глядя на успех их проекта, поняли это и городские власти. В историческом центре поменяли схему движения – под туристические автобусы, выделили деньги на благоустройство, велодорожки, исторические здания под яркие проекты город сдает по минимальной цене. Сейчас в проект Никитиной входят четыре музея, четыре старинных производства, сеть кафе. В команде работает около 100 человек, в основном с высшим образованием. Оборот – около 80 млн руб. в год. Оценив ее успехи, местные жители тоже включились в воссоздание исторической атмосферы и «туризм во времени». Сейчас в городе 40 музеев (38 – частные), а количество туристов за пять лет выросло на 1 млн человек. &

Автор: Роман Кутузов