Вагит Алекперов: Зачем социальной сфере предприниматели

Станет ли социальное предпринимательство привычным для российской экономики
Вагит Алекперов, учредитель фонда «Наше будущее», президент ПАО «Лукойл» / Фонд «Наше будущее»

Вагит Алекперов, учредитель фонда «Наше будущее», президент ПАО «Лукойл»

В России богатая и давняя история меценатства. В советский период преемственность нарушилась, и теперь воссоздавать традиции социальной ответственности бизнеса приходится заново.

Любое предпринимательство ценно само по себе – налогами и рабочими местами, как драйвер развития экономики страны. Но социально ориентированный бизнес – это особенное направление, ведь его главной целью является решение проблем общества. А доход – лишь средство для достижения этой цели.

Учитывая эту важную миссию и постоянный, а не разовый эффект от деятельности социальных предпринимателей, мы сделали ее поддержку основной для фонда «Наше будущее». Я убежден, что нельзя просто раздавать деньги: часто это только демотивирует получателей и не способствует решению исходной проблемы. А в случае с социальным предпринимательством мы имеем возможность помочь активным людям с четкой жизненной позицией, которые реализуют инновационные идеи, полезные для общества.

За 11 лет работы фонд «Наше будущее» оказал целевую поддержку социальным предпринимателям по всей стране примерно на 560 млн руб. Представители малого и среднего бизнеса смогли реализовать свои инновационные идеи, и, что для нас особенно ценно, эти проекты способствовали позитивным изменениям в регионах деятельности.

Для того чтобы бизнес с ярко выраженной социальной миссией был устойчив и мог развиваться при малой доходности, нужен нестандартный подход, качественно новая модель предоставления продукта (услуги) или же абсолютно новый продукт. По данным исследования компании «Циркон», проведенного в 2018 г. при поддержке фонда «Наше будущее» и «Рыбаков фонда», примерно половине социальных предпринимателей приходилось создавать принципиально новые виды продукции или услуг, внедрять уникальные методы ведения бизнеса и продвижения, вводить в экономический оборот новые ресурсы.

Часто стимулом к созданию своего предприятия является собственный неудовлетворенный запрос. Согласно опросу «Циркона» для 54% опрошенных социальных предпринимателей одним из основных мотивов создания бизнеса было стремление решить проблему, важную для семьи или лично для себя.

Один из самых ярких примеров – калининградская компания «Обсервер» Романа Аранина, которую он основал после перелома шейного отдела позвоночника. Они собирают автоматизированные кресла для передвижения инвалидов-спинальников, а также импортируют, сдают в прокат, ремонтируют и обслуживают это оборудование. Собственный опыт наряду с предпринимательским подходом позволяет генерировать идеи, которые не могли бы прийти в голову ни производителям техники, ни социальным работникам. Это, например, такие идеи, как адаптация под инвалидов коммунальной техники для расширения возможностей по трудоустройству.

Благодаря предпринимателям в социальную сферу приходят новейшие технологии. Например, сервис сурдоперевода в режиме онлайн, позволяющего людям со слабым слухом эффективно коммуницировать с различными службами. Инвалиды по слуху имеют право на 40 часов оплаты сурдопереводчика за счет бюджета, Фонд социального страхования разрешил половину этого времени использовать на видеосервис.

Социальные предприниматели, работающие на уровне местных сообществ, часто предлагают более эффективные решения, чем государство. Еще несколько лет назад в России остро не хватало мест в детских садах. И социальные предприниматели направили свою энергию в эту нишу. На сферу дошкольного образования приходится больше всего проектов, подающих заявки на всероссийский конкурс «Социальный предприниматель», который организует фонд «Наше будущее», – около 20% в прошлом году. Частные детские сады, группы временного пребывания и развивающие центры заметно снизили нагрузку на муниципальные дошкольные учреждения. Регионы, оценив эффект от частной инициативы в этой сфере, стараются поддержать социальных предпринимателей, выдают им субсидии. Экономия бюджетных средств от привлечения частных поставщиков услуг дошкольного образования в отдельных регионах достигает 1 млрд руб.

То же самое сейчас происходит и в сфере услуг для серебряного поколения. Поддержка социальных предпринимателей, открывающих частные пансионаты для пожилых людей, центры временного пребывания или досуга для них, обходится бюджетам гораздо дешевле, чем создание государственных домов престарелых. При этом качество жизни для бенефициаров услуги выше.

Государство все чаще выбирает социальные предприятия в качестве поставщиков социальных услуг населению. И это один из результатов честной и постоянной работы нашего фонда с правительством, Государственной думой. Ответственность государства – поддержать социально незащищенных людей через реализацию соцпрограмм в рамках заложенного бюджета. И социальные предприниматели, не подменяя собой государство, могут помочь ему эффективнее решить эту задачу.

В мире практика аутсорсинга социальных услуг уже широко распространена. В некоторых странах законодательно предусмотрена их доля при госзакупках, и она заметная. В Великобритании, где в 2013 г. был принят закон о социальных благах, на государственные заказы у социальных предпринимателей приходятся десятки миллиардов фунтов стерлингов. Во Франции доля частного капитала в социальной сфере равняется 50%, в США этот показатель – 70%, в Германии – 93%. В России на частные предприятия в социальной сфере приходится не более 2–3%, так что нам есть куда расти.

До конца нынешнего года ожидается принятие долгожданного закона о социальном предпринимательстве, который даст официальное определение этому статусу, что откроет новые перспективы для развития аутсорсинга социальных услуг в России.

Я уверен, что в ближайшие годы примеров государственно-частного партнерства с участием социальных предпринимателей будет в разы больше. Ведь инновации в социальной сфере, которые могут привнести социальные предприниматели, интересны и государству, и обществу.

Крупный бизнес постепенно тоже вовлекается в социальные инвестиции, осознавая большую социальную отдачу от такой поддержки. Думаю, что в течение нескольких лет социальное предпринимательство станет вполне традиционной отраслью экономики в России. Если раньше наш фонд занимался в основном популяризацией этого явления, то сейчас, когда оно стало массовым, мы видим себя скорее в роли модератора объединенных усилий общества, бизнеса и власти по развитию социального предпринимательства в стране.

В последнее время на различных площадках меня все чаще спрашивают о социальном предпринимательстве, а не только про нефтяной рынок и отраслевые проекты «Лукойла». Я считаю, что это отличный результат работы фонда «Наше будущее». Профессиональных социальных инвесторов в мире пока гораздо меньше, чем профессиональных нефтяников. &