Подарите «Ведомости»
Номер 36 от 20 ноября 2018
Партнер проекта «Райффайзенбанк»

Интеллектуальные точки роста

Где видит возможности расшириться российский средний бизнес

Владельцы и руководители среднего бизнеса в России – амбициозные люди: большинство из них заявляют, что рассчитывают на рост своего бизнеса быстрее ВВП. Уровень оптимизма этой части экономики в России – один из самых высоких в мире. Как средние бизнесы собираются расширяться?

Официальный прогноз роста ВВП от Минэкономразвития на 2018 г. – плюс 1,8%. Прогноз Международного валютного фонда (МВФ) – 1,7% в этом году и 1,8% в 2019 г. И хотя в III квартале снизились почти все секторы экономики, ожидается новая серия санкций, а министр экономического развития Максим Орешкин допускал, что прогноз министерства может и не сбыться, пока положительные прогнозы в силе. 1,8% – это больше, чем в прошлом году: тогда рост составил 1,5% (а предыдущие два года ВВП снижался).

Онлайн-опрос «Барометр роста»

в 21 стране по заказу EY проводит Euromoney Institutional Investor Thought Leadership.
В нем принимали участие представители высшего руководства компаний с годовой выручкой от $1 млн до $3 млрд, а также финалисты и победители конкурса «Предприниматель года».
Опрос проводился с 15 января по 1 марта 2018 г., в марте и апреле респондентам задавались дополнительные вопросы.

У российского среднего бизнеса более серьезные намерения: 38% руководителей, опрошенных EY для исследования «Барометр роста», заявили, что планируют в этом году увеличить выручку на 10%, 44% намерены расширить штат сотрудников. «Если брать прогноз МВФ с поправкой на инфляцию, то рост будет в районе 7%, и тогда увеличение выручки на 10% для бизнеса вполне реально», – считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

Уровень оптимизма в России в отношении перспектив роста – один из самых высоких в мире, указывают эксперты EY. «Нацеленность на новые внешние рынки, понимание потенциала цифровой трансформации, передовых когнитивных технологий, а также принципиального значения регулирования для инновационного развития – все это позволяет российскому среднему бизнесу сегодня чувствовать уверенность в завтрашнем дне», – пишут они.

Микрофоны для Radiohead и манекены для Малайзии

Санкции не заставляют российские компании отказаться от поиска новых возможностей за рубежом. Рост экспорта – одна из главных надежд среднего бизнеса: 34% опрошенных EY называют выход на зарубежные рынки в числе стратегических задач развития, а 30% говорят, что при оценке новых бизнес-проектов в первую очередь ориентируются на перспективы расширения международного присутствия.

Почти каждый третий бизнесмен рассчитывал стать экспортером: таков был изначальный план 29% представителей малого и среднего бизнеса (МСБ; специальный опрос про экспорт в ходе очередной волны ежеквартального «Индекса «Опоры» RSBI», включающего руководителей 2810 компаний из 24 регионов, в декабре 2017 г. провел Magram). Но в реальности многие российские малые и средние предприятия (МСП) боятся подступиться к зарубежным рынкам: 10% считают, что за рубежом на их продукцию нет спроса, 9% говорят о высокой конкуренции и других стандартах производства и о том, что стоимость и характеристики их продуктов неконкурентоспособны, 7% не знают, как и кому предложить свою продукцию.

Так или иначе за 2016–2017 гг. количество малых и средних компаний – экспортеров выросло почти в 2 раза до 30 000, говорил в конце прошлого года замминистра экономики Дмитрий Пристанков. Президент «Опоры России» Александр Калинин оценивал долю экспортеров среди субъектов МСБ в 0,5%.

Как работают решившиеся на экспорт компании?

Среди авторов отзывов на сайте тульского производителя микрофонов «Союз» – сплошь лауреаты и номинанты на «Грэмми». Микрофоны покупали музыканты из Coldplay и Radiohead и после этого в Америке к ним прониклись доверием, говорит сооснователь «Союза» Павел Баздырев. Продавать микрофоны в США, Японии, Германии, Польше, Великобритании и даже Австралии «Союз» начал в 2014 г. Сейчас экспорт приносит компании 80–90% выручки. «За счет западного рынка мы третий год увеличиваем выручку вдвое», – рассказывает Баздырев. В прошлом году она составила около 40 млн руб. (от российского и американского юрлиц). Конкурировать помогает цена: микрофоны «Союз» стоят примерно в 3 раза дешевле аналогов (около $3500 против $9000). «Россия конкурентоспособна с точки зрения квалифицированных кадров, – отмечает Баздырев. – Это технологичный продукт, и производить его на Западе или в Европе было бы сейчас существенно дороже».

Юлия Бражник, соосновательница «РДФ-групп», компании, которая производит манекены для пошива одежды, два года назад ради эксперимента опубликовала несколько позиций на Amazon и eBay и поняла, что спрос на ее продукцию есть. «Экспорт в страны с русскоговорящей аудиторией рос органически – мы продаем манекены в Белоруссию, Казахстан и на Украину, – рассказывает она. – Но мы не очень понимали, как подступиться к другим рынкам». В Российском экспортном центре (РЭЦ) Бражник посоветовали разместиться на b2b-площадке Alibaba.com. «После этого у нас пошли заказы из Европы, с Ближнего Востока, из США, Канады, Австралии и даже Малайзии. Мы создали отдельный интернет-магазин для Европы», – продолжает предпринимательница. В прошлом году выручка двух компаний составила более 40 млн руб., доля экспорта в ней – около 5%. Сейчас доля экспорта растет, для зарубежных продаж компания поставила более высокий ценник, по итогам этого года зарубежные продажи должны принести около 10% выручки, рассчитывает Бражник. Главная сложность в том, что в России мало специалистов, которые могут настроить интернет-рекламу для зарубежных рынков, говорит Бражник.

В партнерстве с банком

По данным ЦБ, общий объем задолженности МСБ перед банками составляет 4,3 трлн руб. – это примерно равно двум расходным частям бюджета Москвы в этом году. Около 70% этой суммы – займы среднего бизнеса, оценивает главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников. С начала года суммарный объем займов МСП почти не изменился.
У Райффайзенбанка доля среднего бизнеса в портфеле с начала года выросла с 11 до 15%. Сейчас средний бизнес – это более 50% от корпоративной клиентской базы банка, говорит он, и количество активных клиентов в сегменте растет на 20% и более в год.
Пока самый востребованный продукт для среднего бизнеса у Райффайзенбанка и в объеме, и в количестве – кредиты на пополнение оборотных средств. Альтернативами таким кредитам могут быть овердрафтное кредитование и факторинг, говорит руководитель управления по работе с предприятиями среднего бизнеса Райффайзенбанка Евгений Богачев.
С прошлого года в банке отмечают устойчивый рост на долгосрочные, инвестиционные кредиты. «Финансирование таких программ может быть как в виде долгосрочных кредитов с графиком погашения, так и в форме лизинга, если речь идет, например, о приобретении оборудования», – отмечает он.

Производителю интерактивных игровых комплексов для киберспорта Game Systems удалось наладить экспорт благодаря выставкам, говорит коммерческий директор компании Василий Стойка. «На Московской международной выставке «Аттракционы и развлекательное оборудование» к нам подошли французы, им очень понравились наши комплексы», – вспоминает он. Это было в 2014 г., накануне долларового скачка, так что цена для французов оказалась очень привлекательной, говорит Стойка. Сейчас основной канал продаж за рубеж для Game Systems – по-прежнему выставки и поиск партнеров-дистрибуторов. «Если мы находим надежного партнера, то приглашаем его к нам, в Россию, оплачиваем билеты и проживание, – рассказывает Стойка. – Некоторым дистрибуторам мы продаем свои комплексы почти по себестоимости, главное – закрепиться на рынке». Почти за четыре года компания смогла наладить экспорт в ОАЭ, Кувейт, Иорданию, Пакистан, Индию и Китай.

Государтво поддерживает экспортеров через РЭЦ. Большинство компаний-экспортеров из малого и среднего бизнеса сосредоточены в регионах, им центр оказывает поддержку через собственную сеть региональных подразделений. В 2017 г. через региональные подразделения РЭЦ получили поддержку на общую сумму $2 млрд больше 2400 компаний. Новая мера поддержки для экспортеров из малого и среднего бизнеса - экспортный акселератор, который позволяет компаниям начать работу с внешними рынками с нуля. Предполагается, что через акселератор РЭЦ к 2024 г. пройдет до 9500 компаний, четверть из которых по итогам заключат свой экспортный контракт.

Пока основная проблема среднего бизнеса – это конечный масштаб. «Средний бизнес действительно может быстро расти за счет небольшого исходного размера, – говорит Орлова. – Сложности начинаются в тот момент, когда бизнес достиг потолка и нужно переводить его на следующую ступень, а для этого не хватает внутреннего рынка и финансовых ресурсов. Поэтому в России так часто средний бизнес или умирает, исчерпав бизнес-модель, или продается крупному».

Микрофон вместо охранника и искусственный интеллект вместо риэлтора

Летом этого года небольшая сеть магазинов алкоголя «МАВТ-Винотека» (40 магазинов в Челябинской и Свердловской областях, выручка за прошлый год – около 2 млрд руб.) начала тестировать систему искусственного интеллекта (ИИ) для среднего бизнеса. Платформа, которую разработала компания oneFactor, использует данные мобильных операторов, а также от WiFi-провайдеров и из других источников, и позволяет разметить на карте транспортные и пешеходные потоки, оценив платежеспособность аудитории. В «МАВТ-Винотеке» с помощью решения oneFactor попробовали прогнозировать товарооборот в шести новых магазинах. Точность прогноза оказалась высокой – ошибка была в пределах 10%, рассказывает Андрей Рожков, директор по маркетингу «МАВТ-Винотека». Сейчас компания с помощью тех же данных о пешеходных потоках составляет карту мест концентрации своей потенциальной аудитории, выбирает подходящие места для открытия магазинов и прогнозирует выручку каждой новой точки.

На ИИ российский средний бизнес возлагает большие надежды, говорится в исследовании EY. Причем по этому показателю наш рынок обгоняет зарубежные. В ближайшие два года внедрять технологии ИИ собираются 83% средних компаний. Во всем мире этот показатель ниже – на уровне 66%. А к 2023 г. ИИ собираются использовать 98% средних компаний в России.

Компании видят в технологиях способ повышения эффективности процессов (32%) и улучшения финансовых показателей (27%). «Тренд на технологичность, цифровизацию, анализ больших данных открывает новые возможности не только для самих средних компаний, но и для нас, банкиров. Мы уделяем этому очень серьезное

внимание. Речь не только о современных онлайн-технологиях во взаимодействии клиента и банка. Это, к примеру, про использование big data в разработке новых продуктов для клиента или подготовке полезной для него аналитики», – говорит руководитель управления по работе с предприятиями среднего бизнеса Райффайзенбанка Евгений Богачев.

«Крупный бизнес – банки, телекоммуникационные компании и ритейл – уже используют ИИ довольно активно, но среднему бизнесу сложнее: у него зачастую нет денег на собственные разработки и он пользуется готовыми решениями, – указывает Роман Постников, генеральный директор oneFactor. – Обычно средний бизнес, как и крупный, стремится за счет ИИ сэкономить и улучшить качество принятия решений. Не всякий средний бизнес может содержать в штате квалифицированного аналитика, чтобы он строил финансовую модель для каждой новой точки».

Крупные IT-компании тоже разрабатывают решения для среднего бизнеса. Например, «Яндекс» разработал на базе ИИ систему защиты от мошенничества для платежного агрегатора «Яндекс.Касса». Система с помощью машинного обучения научилась оценивать легитимность каждого платежа, даже если изначально платеж не должен подтверждаться покупателем по sms, рассказывает Евгения Арнаутова, представитель «Яндекс.Денег». «Так бизнес меньше расходует на претензионную работу с клиентами и не несет репутационных потерь», – говорит она. По данным «Яндекса», это антифрод-решение сейчас использует 90 000 сайтов.

Mail.ru развивает систему компьютерного зрения и компьютерного слуха. В октябре компания запустила сервис аудиоаналитики Sounds, который может распознавать крики, шаги, выстрелы, звон разбитого стекла. В ряде ситуаций это может быть альтернативой видеонаблюдению, говорит директор по информационным технологиям Mail.ru Денис Аникин: эта технология распознает звуки в полной темноте, а микрофоны стоят дешевле камер и не требуют специальных условий для размещения и обслуживания. «Среди заказчиков Mail.ru Group более популярны не сами технологии, а коробочные решения на их основе, которые можно быстро внедрить и начать эксплуатировать», – отмечает Аникин.

Мечты и реальность

Главная угроза относительно оптимистичным планам российского среднего бизнеса – это нехватка финансирования, считают респонденты EY. 45% опрошенных назвали нехватку свободных денежных средств главным своим препятствием – это на 25 п. п. больше, чем в 2017 г. «Государство это понимает и ищет пути решения», – указывает Богачев.

Например, с 2018 г. действует госпрограмма субсидирования ставок по кредитам для МСБ в приоритетных отраслях (сельское хозяйство, обрабатывающие производства и др.). Она предусматривает, что ставка по кредитам для МСБ должна быть не больше 6,5% (т. е. меньше ключевой ставки, которая сейчас составляет 7,5%), остальное доплатит государство: 3,5% годовых – для субъектов малого предпринимательства, 3,1% – для субъектов среднего предпринимательства. В нынешнем году на эти цели заложено 640 млн руб. Такой объем субсидий и узкий круг банков – участников этой программы (сейчас в ней участвует 15 банков) пока не дают серьезного эффекта, констатирует Богачев. Но уже в следующем году финансирование программы должно вырасти в 11 раз до 7,2 млрд руб.

Главная угроза для роста среднего бизнеса в России – это непредсказуемость правил игры, уверены экономисты. «У нас каждый год обсуждаются налоговые новации, меняется порядок проверок, есть изменения и на муниципальном уровне», – говорит Орлова. То есть бизнес несет существенные издержки из-за неустойчивости деловой среды. &

Текст: Инесса Демидова

Исправленная версия. В тексте дополнена информация о деятельности РЭЦ, изменено имя представителя компании Game Systems, уточнено название «МАВТ-Винотеки».

Вернуться к номеру