Здоровье в большом городе
Как архитектура, планирование пространств и управление городскими процессами помогают заботиться о здоровье жителей мегаполисовБольше половины – 55% – людей на планете живут в городах, свидетельствуют данные ООН. В России горожан, по данным Росстата, почти три четверти.
Чем опасна урбанизация? Среди прочего – загрязнением воздуха, сложностями с доступом к воде и канализации, указывают авторы доклада ВОЗ и UN Habitat о здоровье горожан (у англоязычного понятия Urban Health пока нет устойчивого перевода на русский язык). Необходимо улучшать питание, повышать физическую активность и устойчивость к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения, пишут они. Медицинский журнал Deutsches Ärzteblatt напоминает: в городе куда больше шансов на депрессию, беспокойство и шизофрению.
Для учета воздействия человека на окружающую природу обычно используют показатель «экологического следа» – он измеряет «спрос» на ресурсы и природные блага, а также степень воздействия человека на среду обитания. Московский экологический след, по расчетам WWF, – крупнейший в стране (в 2014 г. на него приходилось 12% от общероссийского).
Поэтому очень важно учитывать экосистемные «услуги» природы – от чистого воздуха и воды до опыления и почвообразования, не говоря уже о рекреационной и эстетической функциях природы, отмечает региональный менеджер по КСО и устойчивому развитию Deloitte Павел Боев.
Как города решают проблему здоровья населения не только напрямую, через систему здравоохранения, но и с помощью планирования пространства и управления городскими процессами?
Зелень
Развитие парков и рекреационных зон в Москве включено в масштабную программу «Развитие городской среды»: площадь парков, скверов и рекреационных зон в городе с 2010 до 2020 г. должна вырасти почти на 1000 га, а число детских, спортивных, эстрадных площадок – почти на 4000. За 10 лет на это планируется потратить более 600 млрд руб. А по программе «Миллион деревьев» с 2013 г. уже высажено свыше 100 000 деревьев и более 2,2 млн кустарников.
В 2018 г. в «Сколково» открылся Московский международный медицинский кластер, оператор первого клинико-диагностического корпуса – израильская клиника Hadassah. Южнокорейский госпиталь Bundan, испанская клиника Roman Fernandes и французский центр Clinea готовятся к открытию. Планируется, что ежегодно проходить диагностику и лечение сможет до 300 000 пациентов.
Для Москвы как растущего мегаполиса совершенно необходимо иметь достаточно полноценных публичных пространств – зеленых зон, парков, садов: они усиливают социальную сплоченность и являются «антидотом» изоляции, отмечает психиатр, руководитель Берлинской клиники им. Флиднера, автор книги «Стресс в большом городе» Мазда Адли (в этом году он выступит на Mosсow Urban Forum). Социальная изоляция – одна из главных причин стресса, который может быть губительным для душевного здоровья, говорит он.
Затраты, связанные с ментальными расстройствами, могут составлять, по расчетам ОЭСР, до 4% от ВВП. Это как прямые затраты (лечение и содержание больных), так и ущерб от невозможности их интеграции в обычное образование и занятость. С решением и предотвращением этих проблем способны помочь городские зеленые пространства – хотя бы как «буферы стрессов», пишет Дженни Ро из Университета Вирджинии. Деревья могут снижать шум на 40% и более, не говоря уже о том, что они могут охлаждать или нагревать воздух вокруг себя до 1–2 градусов в зависимости от сезона, напоминает Боев.
Воздух
Загрязнение воздуха может увеличивать риск сердечно-сосудистых и дыхательных заболеваний. Причем под удар в большей мере попадают люди, которые живут в непосредственной близости от промышленных объектов и крупных транспортных артерий, пишут авторы научного журнала Environmental Health Perspectives. В качестве решения они предлагают внедрять общественный транспорт с низким уровнем выхлопов.
По данным организаторов MUF, с 1990 г. столица стала производить на 20% меньше парниковых газов, а среднегодовые концентрации диоксида азота вблизи автотрасс снизились с 2014 г. на 17%. Правильно, что город стал отдавать приоритет общественному транспорту и уменьшать число частных машин в центре, что снижает объем вредных выбросов, считает руководитель группы по работе с клиентами транспортной отрасли Deloitte Денис Похазников.
Регулярное использование электробусов, которые приходят на смену троллейбусам, началось в Москве в сентябре 2018 г. Город закупил 200 шт., что обошлось в 12 млрд руб., и сейчас электробусы работают на восьми маршрутах. До 2021 г. планируется ежегодно закупать по 300 электробусов, начиная с 2021 г. – по 800, постепенно заменяя другой городской транспорт.
Движение
Недостаток физической активности провоцирует заболевания. Авторы исследования «Городская мобильность, здоровье и публичные пространства: реформирование городских ландшафтов» (оно подготовлено саммитом крупнейших городов Urban20) считают, что решением этой проблемы должен стать «пересмотр доминирующей идеи использования улиц для передвижения и хранения частных моторных средств». Вместо этого города должны осваивать мультифункциональную концепцию улиц: кроме места для передвижения улицы могут быть, например, публичными пространствами и играть экологическую роль.
Москва развивает сеть велодорожек: по данным города, сегодня их почти 800 км с учетом автобусных полос, а также детских и парковых, т. е. нетранспортных, дорожек. В Москве активно развивается любительский спорт. В 2018 г. полную дистанцию (42,2 км) на крупнейшем в стране Московском марафоне пробежал 8761 человек, а 10-километровый забег-спутник – еще 12 696 человек. В остальных стартах серии забегов Московского марафона в 2018 г. финишировало еще более 50 000 человек. Число участников крупнейшей в стране школы циклических видов спорта для взрослых I Love Supersport удваивается ежегодно, говорил изданию «Ведомости&» основатель проекта Максим Журило, который в этом году примет участие в конгрессе о здоровье Urban Health в рамках MUF.
Чтобы лучше понимать, как архитектура влияет на здоровье людей, нужен мультидисциплинарный подход: кроме архитектора необходимы психологи, социологи, дизайнеры, экономисты, проектировщики и т. д., говорит ведущий архитектор бюро «Архитектурный десант», выпускница программы «Архитекторы.рф» Анастасия Яременко. &
Автор: Дарья Кауэн