Креативный локомотив

Как творческие индустрии могут подстегнуть экономику
Pixabay

Дизайн, мода, кино, художественные галереи, медиа и даже ремесла – сектор экономики объемом минимум $500 млрд. В развитых экономиках их вклад в ВВП может превышать 10%, но в России пока не дорос и до 3%

заняла Россия в 2015 г. в Глобальном индексе креативности Martin Prosperity Institute, который возглавляет Флорида. Всего в рейтинге представлено 139 стран

Глобальный креатив

Креативные индустрии (cultural and creative industries, ССI) в США и большинстве европейских стран быстро растут и стимулируют развитие других отраслей экономики, отмечают аналитики EY и Nesta. Объем мирового рынка креативной продукции с 2002 по 2015 г. вырос больше чем в 2 раза – с $208 млрд до $509 млрд, говорится в опубликованном в начале 2019 г. отчете Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). «Креативная экономика имеет как коммерческую, так и культурную ценность», – отмечают эксперты ООН.

К креативной экономике эксперты ООН отнесли модную индустрию, кинематограф, дизайн, рекламные услуги, ремесла, музыку и другие отрасли, основанные на интеллектуальной деятельности. Средний по миру вклад креативных индустрий в ВВП – 6,6%, в развитых странах – 8–12%, указывали ученые Ержан Жаров и Олег Патласов в исследовании, посвященном развитию креативных индустрий в России.

«Креативность стала ключевым фактором развития экономики и общества, и в этом истинная движущая сила всехпроцессов. Представители креативного класса выходят за привычные рамки, развиваются с рекордной скоростьюи вдохновляют на это окружающих <...> Ее [креативность] нельзя держать в шкатулке и доставать только наработе. Инновации в области высоких технологий невозможны без искусства и музыки. Все формы креативностидополняют друг друга».

Ричард Флорида: Креативный класс: люди, которые меняют будущее, 2005 г.

Развитие креативной экономики напрямую связано с качеством человеческого капитала, сконцентрированного на той или иной территории. Экономист и автор термина «креативный класс» Ричард Флорида отмечал в книге «Креативный класс: люди, которые создают будущее» в 2005 г., что одним из ключевых факторов развития креативного сегмента становится место. Города превращаются в благоприятную инфраструктуру, в которой устанавливаются новые связи, налаживаются новые сети контактов и образуется их принципиально новое смешение. «Самыми ценными характеристиками городов оказались не базовые услуги или экономические возможности, а объекты социально-бытовой инфраструктуры города, его доброжелательность и красота», – писал Флорида.

«Остается все меньше сомнений в том, что перспективы мировой экономики зависят от креативных и инновационных проектов, а также способности городов и регионов создать благоприятную среду для претворения подобных инициатив в жизнь», – отмечают создатели Индекса «Креативный капитал глобальных городов» из PwC и фонда Calvert 22.

В октябре 2019 г. эксперты Всемирного экономического форума в отчете «Гибкое управление для креативной экономики» отмечали важность прогрессивного регулирования – более адаптивного, ориентированного на человека. Это объясняется двумя факторами: развитие технологий снижает порог входа в креативный бизнес, а трансграничные возможности интернета позволяют привлекать огромное количество клиентов.

Как увеличить экспорт услуг

Задача: В 2024 г. необходимо довести экспорт услуг до $100 млрд в год
В том числе должно быть «обеспечено достижение показателей экспорта услуг категории «Услуги частным лицами услуги в сфере культуры и отдыха» (в том числе услуг в сфере креативных индустрий):
2019 – $0,55 млрд
2020 – $0,59 млрд
2021 – $0,62 млрд
2022 – $0,66 млрд
2023 – $0,70 млрд
2024 – $0,75 млрд

Также российское правительство намерено создать:
– механизм предоставления льготных условий иностранным компаниям из сферы креативных индустрий дляанимационного, кино- и телепроизводства на территории Российской Федерации (рибейт);
– программу поддержки копродукционных проектов, создаваемых на территории Российской Федерации.

Экспортерам услуг предполагается частично компенсировать затраты на:
– разработку дизайна, интерфейса IT-продуктов с учетом особенностей менталитета страны-импортера, типовустройств пользователей и т. д.;
– дублирование кинофильмов, мультфильмов, онлайн-образовательных курсов на иностранные языки; адаптацию текста к видеоряду; создание дополнительной звуковой дорожки.

Источник: федеральный проект «Экспорт услуг»

Что за индустрия

В мире нет единой позиции, что относить к креативным индустриям и как их регулировать. В Великобритании частью креативной экономики считают рекламу, архитектуру, дизайн, но не учитывают туризм и научно-техническую деятельность. А в Таиланде в креативные индустрии включены, например, национальная кухня и медицина.

15–17 апреля 2020 г.

в «Сколково» пройдет третий Международный стратегический форум по интеллектуальной собственности IPQuorum 2020. Его ключевая тема – «TechParade. Эффект Медичи: Как синергия индустрий создает пространство роста». Чиновники, представители государственного и частного бизнеса, индустриальные новаторы и ведущие эксперты более чем из 30 стран в течение трех дней проработают подходы к практическому применению новых синергетических возможностей для эффективного развития государства, общества и бизнеса, возникающих на стыке сфер, культур или дисциплин. На одной площадке соберутся лидеры технологического развития традиционных секторов экономики и те, кто стоял у истоков зарождения новых индустрий и рынков. Организаторы форума – фонд «Сколково», Skolkovo Legal, Ассоциация IPChain, Роспатент, Евразийская конфедерация обществ правообладателей и Федерация интеллектуальной собственности при поддержке Комитета по интеллектуальной собственности РСПП.

Официальное определение творческих индустрий впервые появилось в Великобритании. Правительство Тони Блэра в 1997 г. учредило рабочую группу по креативным индустриям при созданном в этом же году министерстве культуры, СМИ и спорта. В 1998 г. правительство опубликовало документ, который признал креативные индустрии крупным и постоянно растущим компонентом британской экономики.

«Понимание креативных индустрий у всех правительств разное. Например, некоторые страны включают в число таких индустрий весь сектор IT, некоторые – только разработку компьютерных игр, а в ряде стран в понятие креативных индустрий входит даже гастрономия», – рассказывает «Ведомости&» Полина Кузавлёва, координатор проектов в сфере экономической политики Фонда им. Фридриха Эберта в России и программный директор Международного форума креативных индустрий Art-Werk.

Без оценки

В России у креативных индустрий нет четкой программы развития, нет уполномоченного регулятора и, как следствие, единого подхода к анализу вклада в экономику страны. Так, образовательная платформа Университет креативных индустрий Universal University оценивает этот вклад (без учета IT) как 0,5% российского ВВП (т. е. около 500 млрд руб., если исходить из оценки Росстата). Но это очень приблизительный подсчет, подчеркивает директор университета Екатерина Черкес-Заде.

Другая оценка – у InterMedia: почти 3 трлн руб. в 2018 г. Эксперты агентства анализировали сферы изобразительного искусства, СМИ, издательства, ТВ, интернет-рекламу, туризм, видеоигры и т. д. и включали как доходы от коммерческой деятельности, так и бюджетные ассигнования.

Глобальный индекс креативности

1. Австралия
2. США
3. Новая Зеландия
4. Канада
5. Дания и Финляндия
7. Швеция
8. Исландия
9. Сингапур
10. Нидерланды

При формировании индекса использована концепция трех «T»: технологии, талант и толерантность. Самаябольшая доля креативного класса зафиксирована в Люксембурге (54%). На 2-м месте – Бермудские острова (48%), Сингапур занял 3-е место по этому показателю (47%).
Источник: Martin Prosperity Institute

В России большой, но пока не реализованный потенциал в развитии креативной экономики, писали Жаров и Патласов в исследовании, посвященном развитию креативных индустрий в России. Это могли бы быть народные ремесла или российский кинематограф, указывают они.

Экономический потенциал в исконных национальных видах творчества видит и Федерация интеллектуальной собственности (ФИС). ФИС, по словам ее президента Сергея Матвеева, даже разработала специальную программу RF.ID. Ее задача – поиск и эффективное лицензирование культурных, этнических, фольклорных элементов, которые могли бы использовать российские и зарубежные производители товаров и медиаконтента и у которых есть экспортный потенциал. «Главная задача программы – раскрыть национальное достояние, будь то фольклор, традиционные рецепты или предметы быта, и воплотить их в современных продуктах, – объясняет Матвеев. – Чтобы производители новых продуктов – от посуды до одежды и компьютерных игр – могли инвестировать в них, не опасаясь, все этнические элементы получат правовую охрану на зарубежных рынках». Таким образом, программа поможет и расширить экспорт, и продвинуть культурное наследие, говорит он.

Популярный пример удачной креативной продукции – мультфильм «Маша и Медведь», который переведен на 36 языков и демонстрируется более чем в 100 странах, число его просмотров на YouTube превышает 50 млрд. По итогам 2018 г. российские фильмы в международном прокате, по данным Роскино, собрали $41 млн (в 2015 г. – $11 млн, данные по ТАСС). $14 млн из них принес мультфильм «Снежная королева 3: Огонь и лед». Лучше всего его смотрели в Китае: местная касса составила $11 млн.

/Кадр из мультфильма «Маша и медведь»

5 трендов, которые влияют на развитие креативной экономики:

1) много гаджетов. Во всем мире люди привыкают одновременно потреблять контент сразу с нескольких устройств, переписываться в мессенджерах и смотреть фильмы. Эта тенденция влияет на рынки маркетинга, рекламы, кино, телевидения;

2) искусственный интеллект. AI, AR, VR и блокчейн будут играть решающую роль в формировании креативной экономики. По прогнозам разных аналитиков, в 2025 г. объем рынка корпоративного искусственного интеллекта составит около $30 млрд;

3) аудиовизуальный контент более популярен в цифровом пространстве. Поэтому растет спрос на фотографов, операторов, блогеров, сквозных мультимедийных специалистов. Исполнители-любители наводняют рынок, и профессиональным артистам приходится конкурировать с бесконечным количеством людей;

4) рост интернет-рекламы и падение традиционного рынка. Вместе с ним развиваются секторы анализа данных, AI, дизайна, анимация, копирайтинг;

5) технологическая глобализация моды. Набирают популярность разработки дизайнеров для развивающихся стран: рюкзаки с солнечными батареями, которые могут зарядить гаджеты. Спрос на такие продукты по всему миру обеспечат технологически продвинутые миллениалы, что изменит всю модную индустрию.

Источник: Доклад Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) «Тенденции международных креативных индустрий» 2019 г.

Во всем мире креативные индустрии способствуют развитию регионов. Создание Музея Гуггенхайма в Бильбао превратило бывший промышленный центр Страны Басков в крупный туристический кластер. А «Великолепная шестерка» бельгийских дизайнеров (Эн Демейльмейстер, Дирк Биккембергс, Дирк ван Сэн, Дрис ван Нотен, Марина Йи и Вальтер ван Бейрендонк) сделала из Антверпена столицу мировой моды наравне с Нью-Йорком и Лондоном. Разработчики популярных игр World of Tanks и «Веселая ферма» способствовали появлению на мировом рынке сильного бренда белорусских айтишников.

Креативные индустрии могут стать новой точкой роста регионов, говорит Черкес-Заде. Калининград благодаря рибейтам (налоговым возвратам. – «Ведомости&») становится Меккой для развития кино, Томск делает ставку на IT – здесь уже 150 компаний, которые работают с зарубежными заказчиками, якутские мастера осваивают современный ювелирный дизайн при поддержке Universal University.

/Universal University

Где в России больше всего креативного капитала

В 2019 г. система оценки реализованного и скрытого потенциала городов в сфере новой экономики учитываетособенности социального климата, культурных, образовательных особенностей, информационное пространство, реализацию потенциала представителей креативных профессий и другие факторы.
1. Москва
2. Санкт-Петербург
3. Казань
4. Екатеринбург
5. Владивосток
6. Новосибирск
7. Тюмень
8. Краснодар
9. Калининград
10. Великий Новгород
11. Пермь
12. Красноярск
13. Нижний Новгород
14. Ростов-на-Дону
15. Воронеж
16. Самара
17. Уфа
18. Ульяновск
19. Челябинск
20. Омск

Источник: PwC, фонд Calvert 22

Самим не справиться

Для развития креативному сегменту нужна поддержка государства, говорят участники рынка. Потенциал креативных индустрий во всем мире уже становится неотъемлемой частью промышленной политики, эти специфические отрасли пользуются государственной поддержкой в Великобритании и Китае, в России же дискуссия началась немало лет назад, но ситуация не меняется, констатировал Сергей Капков, заведующий учебно-научной лабораторией «Центр исследований экономики культуры, городского развития и креативных индустрий» экономического факультета МГУ на конференции «Развитие креативных индустрий в России», которая прошла в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) в сентябре 2019 г.

Южная Корея кратно нарастила производство в сфере креативных индустрий, но это произошло только после того, как само понятие и задачи индустрий были сформулированы на государственном уровне, говорил Никита Гусаков, гендиректор АО «Эксар», входящего в «Российский экспортный центр».

1,6 млн кв. м

примерно столько недвижимости занимают креативные компании в России, из них 934 000 находится в Москве, рассказал гендиректор Flacon X Ян Ярмощук. Креативные компании процветают в тех регионах, где есть деньги. Исключение – Тула. Там в 2018 г. открылся творческий индустриальный кластер «Октава», включающийбиблиотеку, музей, звукозаписывающую студию

Креативные индустрии могут и должны зарабатывать в России. Делать ставку необходимо не только и не столько на государство – в первую очередь нужна «самоконсолидация сообщества», уверен Кричевский. «Конференция в РСПП – это первый шаг. Нам важно запустить сонаправленный процесс, показать и профессиональному сообществу, и бизнесу новые возможности, которые могут возникать на стыке их интересов», – объясняет он.

Самый важный вопрос сейчас для достижения этой цели – формирование спроса на продукцию креативных индустрий, уверен Игорь Намаконов, глава клуба Creative Russia, созданного РСПП и Ассоциацией IPChain. Цель клуба – содействие в формировании национального рынка креативных индустрий и его легализации. Один из первых проектов – независимое исследование «100 Most Creative Russians», цель которого – сформировать список наиболее влиятельных персон во всех сферах креативных индустрий, рассказывает Намаконов.

Пицца на стыке технологий

В октябре 2019 г. «Додо пицца» объявила, что искусственный интеллект разработал собственный рецепт пиццыдля сети на основе 300 000 традиционных рецептов и молекулярной сочетаемости продуктов. Рецепт«опенсорс»-пиццы включает как традиционные сочетания вроде томатов и цыпленка, так и неожиданные: мята, тунец, мюсли. В разработке системы для создания рецептов компании помогали ученые МФТИ и «Сколтеха», отмечает РБК

Государство должно создать условия для развития креативного класса в России – и только, отдельные вопросы можно решить с имеющимися госструктурами, считает начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков. Он привел в пример, как Ассоциация анимационного кино, консолидировав свою позицию, пролоббировала у премьер-министра Дмитрия Медведева в 2016 г. налоговые льготы для российских компаний, которые выпускают мультфильмы. По аналогии с IT-компаниями, поскольку при создании анимационного кино используется огромное количество софта, который компании дорабатывают под свои нужды, для чего нужно много программистов. Анимационным студиям, писали «Ведомости», было сложно конкурировать за IT-специалистов без налоговых льгот.

В первую очередь компаниям креативного сектора в России нужны внятные финансовые инструменты, доступное кредитование и понятные правила игры, объяснил «Ведомости&» президент Ассоциации анимационного кино России Илья Попов. Производство мультфильмов уже давно не просто анимация: в отрасли работают IT-специалисты, создатели компьютерной графики, VR, AR-развлечений. И на создание мультфильма или мультсериала сильным брендам требуется 3–4 года интенсивной работы, инвестиции вернутся через 5–7 лет. При этом инвесторы в основном не планируют свою активность дальше чем на три года, а банки неохотно работают с нематериальными активами, перечисляет Попов.

В отдельных случаях требуется создание акселераторов, грантовая поддержка, но в основном – усиление компетенций в области предпринимательства, указывает Черкес-Заде.

Определение креативных индустрий в России

«Творческие индустрии – компании, организации и объединения, производящие экономические ценности впроцессе творческой деятельности, а также деятельности по капитализации культурных продуктов и ихпредставлению на рынке. К сфере творческих индустрий относятся промышленный дизайн и индустрия моды, музыкальная индустрия и индустрия кино, телевидение и производство компьютерных игр, галерейный бизнес, издательский бизнес и книготорговля, рекламное производство и средства массовой информации».
Источник: Основы государственной культурной политики 2015

Выход за границы

Креативные компании в основном ориентированы на глобальные рынки. Это подтверждает пример Китая. Именно он мировой лидер по экспорту креативной продукции: продажи китайских товаров и услуг в области креативной экономики достигли $168,5 млрд в 2015 г., в 4 раза больше соответствующих показателей США, свидетельствуют данные ЮНКТАД.

Потенциал экспорта отрасли огромен: в России себестоимость разработки IT-/дизайн-продукта или анимационного фильма на порядок дешевле, чем в Европе или США, но развитие бизнеса в области творческих индустрий в России находится на начальной стадии, указывал Андрей Слепнев, генеральный директор «Российского экспортного центра», на Петербургском международном экономическом форуме (цитата по сайту компании).

«Но с развитием творческих индустрий вопросы интеллектуальной собственности становятся едва ли не важнее, чем вопросы имущественной собственности», – говорила руководитель Роскино Екатерина Мцитуридзе на встрече в РСПП. Кроме этого российской креативной продукции нужны помощь в языковой адаптации продуктов, привлечение в страну крупных международных отраслевых мероприятий, сказано на сайте «Российского экспортного центра». &