Как «Авито Авто» переформатирует и сохраняет дилерские сети

Что интернет-платформы могут предложить авторынку в условиях трансформации
Евгений Разумный / Ведомости

Российский авторынок серьезно трансформировался. Ориентируясь на данные автопроизводителей, эксперты говорят о снижении покупательского интереса, в то время как онлайн-платформы отмечают другие, прямо противоположные тенденции. Так, по данным «Авито Авто», количество объявлений (и «живых» машин) растет, спрос восстанавливается, а дилерские центры изменили модели продаж и теперь гораздо активнее используют «Авито» в качестве основного канала продаж. В текущих условиях онлайн-платформа позволяет сохранить бизнес и развивать его по новым направлениям. Важный маркер – количество активных объявлений о продаже автомобилей. В мае 2021 г. на «Авито» ежедневно присутствовало порядка 570 000 машин, сейчас – более 740 000.

Ценник с QR-кодом и управление складами

Активность продавцов и покупателей на платформе «Авито Авто» возвращается к докризисным значением, свидетельствуют данные компании. Одна из проблем, которую сложно решать, – ценообразование и публикация прайс-листов. К традиционному «возможен торг» добавились колебания цен в зависимости от курса валют.

«Авито Авто» предложил своим клиентам использовать ценник с QR-кодом. Переход по ссылке QR-кода – это актуальная цена, продавец может редактировать ее в приложении «Макспостер». Продукт разработан «дочкой» «Авито», это DMS-система (от англ. dealership management system — система управления автодилерским центром. — «Ведомости&») для дилеров, которая помогает проводить оценку стоимости машин по данным компании (алгоритм справляется с этой задачей успешнее, чем человек-закупщик). Также «Макспостер» позволяет управлять складом и продвигать объявления на онлайн-ресурсах.

«Авито Авто», как и другие бизнес-направления, представленные на платформе, дает бизнесу готовую инфраструктуру, которая может заменить потерявшие актуальность каналы сбыта.

Открытые профили и развитая система аналитики

Дополнительное преимущество «Авито Авто» – развитая система аналитики, которую платформа предлагает продавцам. Набор инструментов позволяет следить за конъюнктурой и оперативно корректировать бизнес-планы.

Разработаны и запущены опции, повышающие ликвидность. К «Автотеке», формирующей отчеты о машинах, добавился статус «Проверенный партнер». По словам представителя компании, «Авито Авто» первым сделал большой шаг к цивилизованной индустрии, открыв в онлайне профили всех продавцов автомобилей. Это позволило сократить количество недобросовестных продавцов, привлечь внимание к открытому и честному бизнесу, говорят в компании.

Что дилер может получить от «Авито»?

По данным исследования «Авито Авто», около 90% продаж подержанных автомобилей частными лицами совершается через интернет-платформы. В мае 2022 г. на «Авито» было размещено 2,7 млн объявлений о продаже автомобилей с пробегом по всей России. В мае 2021 г. этот показатель составлял 2,9 млн. В то же время дилеры наращивают долю предложения автомобилей с пробегом, работу с параллельным импортом, писал «Автостат» со ссылкой на представителей дилерских центров. Так, «Рольф» планирует до конца года продать около 77 000 автомобилей с пробегом, тогда как новых – всего 20 000, рассказала в интервью «Ведомостям» гендиректор компании Светлана Виноградова.

Раньше устойчивый поток подержанных автомобилей автосалонам обеспечивал trade-in – выкуп старых машин в обмен на новые. Сейчас из-за дефицита новых машин и этот источник иссяк. Выход – выкупать с рынка авто частников, и именно в этом случае максимально задействованы все преимущества платформы «Авито», утверждают в компании. «Те дилеры, кто выстроил процесс выкупа автомобилей, сейчас имеют достаточно устойчивый бизнес в этом направлении. И они выживут. Никакие другие факторы на устойчивость компании в текущей ситуации не влияют», – говорила Виноградова «Ведомостям».

С этой точкой зрения согласны и другие участники рынка. Так, генеральный директор сети дилерских центров «Аларм-моторс» Роман Слуцкий говорил «Автостату», что продуктивной моделью развития дилерского ассортимента он считает работу с профессионально подготовленными к эксплуатации и продаже машинами в возрасте 2–5 лет. По словам Слуцкого, покупатель автомобиля с пробегом все больше и больше стремится к удобным, прозрачным и безопасным сделкам.

Наконец, дополнительный драйвер – максимально гибкая реакция на запросы и предложение рынка. Идеальный инструмент – аукционы выкупа у частных лиц автомобилей с пробегом, считают в «Авито Авто». «Авито» запустил сервис в прошлом году, сейчас в нем принимают участие дилерские центры и продавцы, у которых есть кабинет в «Макспостере» и статус «Проверенный партнер» на «Авито». &