Артем Кумпель: «Мы становимся полноценной платформой по управлению персоналом»

Управляющий директор «Авито Работы» о развитии бизнеса в новых условиях
Фото предоставлено компанией «Авито»

Рынок труда меняется на глазах, в каких-то сегментах спрос на новых сотрудников падает, в других – растет. Бизнес ищет способы снижения издержек, а работники хотят иметь возможность работать по гибкому графику и получать выплаты чаще чем два раза в месяц. Как, отвечая на эти запросы, из сервиса для размещения вакансий «Авито Работа» превращается в платформу для найма и управления персоналом, «Ведомости&» рассказал управляющий директор «Авито Работы» Артем Кумпель.

– Как изменилась ситуация на рынке труда в этом году?

– Поначалу, как и во время любого кризиса, компании заморозили наем в ожидании развития событий. Но уже во второй половине мая ситуация изменилась, мы выросли до тех цифр, которые считаем нормальными, – это около 600 000 одновременно размещенных на платформе вакансий. Некоторые сферы кризис затронул сильнее – к примеру, банки, автобизнес, брокерские компании. Зато растет сезонная потребность в специалистах в сферах сельского хозяйства, туризма, строительства, общепита. Той катастрофы, которую прогнозировало большинство аналитиков (массовая безработица. – «Ведомости&»), не случилось.

В прошлом году был огромный спрос, как вы помните, на врачей, на младший врачебный персонал и все связанное с медициной. В этом году он уменьшился, но появились другие тенденции: мы наблюдаем огромное количество реструктуризаций бизнеса, а для этого нужны рабочие руки, массовые офисные специальности, которые будут это делать на потоке. Поэтому растет спрос на операторов колл-центра, бухгалтеров, делопроизводителей и т. д. Рынок труда постепенно трансформируется из рынка соискателя в сбалансированный рынок. Сейчас, как и было в период пика пандемии, клиенты очень ждут поддержку: к нам приходят и спрашивают совета, консультируются. Потому что наем и в целом работа с персоналом тесно связаны с экономикой компании.

– Какие запросы есть сейчас у работодателей в плане организации работы с персоналом?

– Любой кризис заставляет бизнес задуматься об оптимизации и экономии, и первая мысль всегда, что кризис – сложное время. Но с другой стороны, кризис подталкивает к новым продуктам, заставляет думать изощреннее и продумывать ходы на пару шагов вперед. Мы понимаем, что наем нового сотрудника всегда стоит денег. Поэтому основные запросы компаний – каким образом наши возможности могут помочь компаниям нанимать быстрее и эффективнее, а также лучше работать с сотрудниками, стимулировать их дольше оставаться с компанией, снижая таким образом затраты на поиск и обучение новых людей.

Один из таких способов, которые мы рекомендуем, – внедрять гибкие формы занятости. Например, человек в свободное время хочет выйти поработать в ближайший магазин и сразу получить деньги. Это большой плюс для людей. Для компаний это тоже способ экономии и оптимизации. Бизнес ищет возможность разово или периодически привлекать временных исполнителей в моменты пиковой загрузки, что позволяет, с одной стороны, удержать клиентов, не создавать очереди, а с другой – избежать простоя штата в часы затишья. Мы предлагаем такой сервис для крупных клиентов совместно с компанией GigAnt.

Артем Кумпель, управляющий директор «Авито Работы»

В 2006 г. окончил Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. В 2011 г. обучался в Stanford Startup Garage и Stanford Graduate School of Business (США, Калифорния).
В 2004 г. начал работать в Dell Corporation, где прошел путь от линейного тестировщика до QA-директора (специалист, который занимается настройками процессов разработки).
В 2011 г. создал компанию ITMozg – интернет-сервис по поиску работы для специалистов IТ-сферы и телекоммуникаций со всего мира – и работал в ней в должности гендиректора.
В 2014 г. занял должность директора объединенного департамента Lingvo и мобильных продуктов российского подразделения компании ABBYY.
В 2017 г. стал генеральным директором «Севергрупп TalentTech».
В 2019 г. перешел на работу в «Авито».

Другой способ повышения лояльности – ежедневные выплаты. «Авито» в партнерстве с финтехкомпанией «Деньги Вперед» запустили сервис частых выплат. Это значит, что каждый сотрудник может получать через сервис заработанные деньги в удобное для себя время, не дожидаясь дня зарплаты или аванса. Мы отмечаем вакансии таких работодателей значком «Частые выплаты», что при прочих равных условиях может стать фактором выбора работодателя. Наши исследования показали, что 52% соискателей хотят получать зарплату чаще двух раз в месяц, а вакансии с ежедневными выплатами вошли в топ-5 самых популярных запросов. Для компании такая форма оплаты – выгодная инвестиция, которая окупается за счет того, что сотрудники остаются работать в компании надолго.

/Фото предоставлено компанией «Авито»
– Какие технологии вы применяете, чтобы помочь бизнесу эффективно работать с персоналом?

– Мы работаем над ускорением процесса найма с помощью чат-ботов, что позволяет видеть путь кандидата на каждом этапе трудоустройства. Сотрудники HR-отдела понимают, как движется процесс подбора персонала: где возникают проблемные ситуации, на каком этапе кандидаты «отваливаются», кто из менеджеров долго собеседует, кто долго согласует документы и т. д. Приведу пример: ритейлер типа X5 закрывает сотни тысяч позиций в год. Связаться с каждым и уточнить, есть ли у соискателя трудовая и санитарная книжки, с какими типами оборудования он работал, какой график работы ему подходит и т. д., – это колоссальный ручной труд. Теперь это все можно автоматизировать чат-ботом: задать необходимые вопросы, уточнить, сегментировать, направить к реальному сотруднику на оформление и т. д.

С другой стороны, если смотреть на маленькие компании, например кофейни, у них никогда нет отдельного HR-менеджера, эти функции выполняет либо собственник, либо администратор. Чат-бот может основную часть этой работы забрать себе и давать уже релевантных кандидатов, чтобы просто не тратить время. Для мелкого бизнеса, где нет выделенного HR-сотрудника, это тоже большой плюс.

В конце прошлого года мы инвестировали в сервис HR Messenger – это и автоматизация ручного труда, и объединение коммуникаций с соискателями в одном окне. Люди любят переписываться там, где им удобно, – в WhatsApp, Telegram. А когда рекрутеру нужно собрать десятки или сотни откликов вместе и занести в свою систему учета, это превращается в проблему. HR Messenger ее решает: чат-бот собирает отклики кандидатов с различных площадок, проводит первичный отбор по заданной анкете и даже может назначить собеседование. Кроме того, есть много продвинутых механик, которые не только помогают работать на этапе найма, но и сопровождают новых сотрудников уже на этапе onboarding (адаптация в компании). Тот же чат-бот, который вел кандидата на этапе собеседования, может объяснить какие-то особенности работы, правила, технику безопасности. Это очень удобный формат работы с персоналом, который востребован как в больших компаниях типа Home Credit Bank, «Билайн», так и в среднего размера компаниях.

– То есть вы вместе с партнерами помимо собственно найма помогаете бизнесу в управлении персоналом?

– Да, именно к этому мы и стремимся: «Авито Работа» уже становится полноценной платформой по управлению персоналом. Мы хотим видеть, что происходит с человеком после момента найма, когда он находится уже внутри компании, и помогать сотруднику и компании совместно эффективно работать как можно дольше. &