Нешелковый путь

Как российский бизнес наращивает присутствие в Китае
guidenop / iStock

Несырьевой экспорт в Китай увеличивает обороты. В первую очередь это продукция агропромышленного комплекса и пищевой промышленности. Несмотря на серьезную конкуренцию с международными компаниями, отечественным экспортерам есть что предложить китайским потребителям. Не обходится без сложностей, в первую очередь – с логистикой и узнаваемостью бренда. Впрочем, к решению последней задачи уже подключилось государство: Российский экспортный центр (АО РЭЦ, входит в группу ВЭБ.РФ) продвигает по всему миру, в том числе в Китае, зонтичный бренд Made in Russia – «Сделано в России». Принять участие в выставочных мероприятиях или разместить свои товары на китайских маркетплейсах можно при помощи цифровой платформы «Мой экспорт».

За прошлый год товарооборот между Россией и Китайской Народной Республикой (КНР) вырос на 26,3% до $240,1 млрд, свидетельствуют данные Главного таможенного управления (ГТУ) КНР. Россия оказалась шестым крупнейшим торговым партнером Китая после АСЕАН (10 государств Юго-Восточной Азии), Евросоюза, США, Японии и Республики Кореи. По темпам роста двустороннего товарооборота Россия заняла 1-е место среди 20 крупнейших торговых партнеров КНР. При этом темпы роста экспорта российских товаров в Китай отставали от темпов роста импорта – 12,7% ($129,1 млрд) против 46,9% ($111 млрд) соответственно.

Традиционно в структуре экспорта основную часть в стоимостном выражении занимают энергоносители – нефть, природный газ и уголь, а также другие сырьевые товары, например медь и медная руда, древесина. Особых изменений в номенклатуре вывозимых товаров не произошло и за первые два месяца этого года, когда, согласно данным ГТУ КНР, экспорт России в Китай относительно аналогичного периода 2023 г. вырос на 6,7% до $20,2 млрд. Всего объем торговли между двумя странами за два месяца составил $37 млрд (+9,3%).

Москва планирует увеличить долю продукции агропромышленного комплекса (АПК) в поставках в КНР. «Мы готовы наращивать их (товаров российского АПК. – «Ведомости&») объемы», – заявил в ходе визита в Пекин в декабре прошлого года премьер-министр Михаил Мишустин.

Несмотря на то что агроэкспорт не является доминирующим в структуре экспорта в Китай, направление перспективное. За первые восемь месяцев 2023 г. объем поставок вырос почти в 2 раза до 500 млрд руб., или более 35 млрд юаней, отмечал Мишустин в прошлом октябре (цитата по «РИА Новости»).

Смена приоритетов

Экспортный потенциал продукции российского АПК активно реализуется уже больше пяти лет. Азиатское направление стало особенно актуальным два года назад, когда Россия оказалась отрезана от европейских рынков. В Минсельхозе работают над поправками в Стратегию развития АПК до 2030 г. Чиновники считают важным пересмотреть приоритетные направления экспорта АПК из-за нарастающего дисбаланса в мировой экономике и кардинальных изменений логистических цепочек.

«С учетом сложившихся тенденций в качестве приоритетных направлений развития экспорта продукции АПК выделяются страны СНГ, Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии, а также Китай и Индия», – уточняют в ведомстве. Минсельхоз подчеркивает, что для продукции АПК действующие меры поддержки уже доказали свою эффективность даже с учетом санкций.

Пекин, в свою очередь, готов снимать ранее наложенные на российскую продукцию АПК ограничения. В октябре прошлого года ГТУ КНР отменило действовавший с 2008 г. запрет на ввоз свинины из России, сообщал Россельхознадзор. Как отмечали в ведомстве, оно в течение десятилетия проводило масштабную работу над обеспечением допуска свиноводческой продукции на рынок Китая.

Ведется работа и по растениеводческой продукции. В декабре прошлого года специалисты двух стран в Пекине провели переговоры по контролю безопасности импортируемых и экспортируемых продуктов питания. Стороны договорились, что Китай проведет анализ материалов, необходимых для завершения процедуры допуска озимых пшеницы и ячменя из России. Сейчас в Китай можно поставлять только яровую пшеницу и ячмень. Кроме того, в Россельхознадзоре заявляли, что проработают механизмы для получения допуска на китайский рынок российской сои, рыбной продукции и пр.

Многообещающий рынок

«Китайский рынок – крайне перспективный для российских товаров, стратегически важный в условиях внешнего давления», – считает Вероника Никишина, генеральный директор РЭЦ. Однако, по ее словам, этот рынок отличается очень жесткой конкуренцией. Здесь присутствуют все крупнейшие транснациональные корпорации, и после снятия ковидных ограничений он «вызывает колоссальный интерес у экспортеров» (о том, как цифровая платформа РЭЦ «Мой экспорт» помогает экспортерам выходить на китайский и другие рынки, читайте в статье).

Сейчас Китай – крупнейший в мире импортер сельскохозяйственной продукции. Поставки в эту страну составляют более 10% от всей международной торговли товарами АПК и более 5% всего глобального производства сельхозотрасли, отмечают исследователи Копенгагенского университета. При этом лидирующими странами – импортерами сельхозпродукции в КНР являются Соединенные Штаты, Новая Зеландия и Бразилия, пишут в WellsFargo.

Российские поставщики также пытаются играть на этом конкурентном поле, наращивая – по отдельным позициям значительно – свои поставки. «В общем за 11 месяцев 2023 г. экспорт сельхозпродукции и продовольствия из России в Китай вырос на 47,5% почти до $8 млрд», – рассказывает первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Денисов (комментарий передан через РЭЦ). И это далеко не предел, утверждают опрошенные «Ведомости&» участники рынка. Однако существует ряд проблемных участков, где необходима совместная работа российских производителей и властей.

«Перспективы светлые, путь извилист»

«Безусловно, перспективы светлые, но путь извилист», – описывает Денисов вставшие при расширении экспорта российских товаров в Китай задачи, приводя при этом слова первого председателя КНР Мао Цзэдуна.

Большинство опрошенных «Ведомости&» экспортеров товаров АПК видят логистические сложности. «Логистика – самый больной вопрос для нас», – говорит директор по развитию торговой марки консервов «Дядя Ваня» Виталий Дулиенко. По его словам, за последние два года все маршруты изменились: «На данный момент, в частности, я не могу найти поезда, чтобы доставить четыре контейнера на север Китая, так как образовалась большая пробка на Транссибирском участке» (интервью от марта 2024 г.).

«Существуют определенные трудности с логистикой из-за увеличения нагрузки на маршруты следования и, самое главное, пограничные переходы», – подтверждает член совета директоров Российской продовольственной группы (работает под брендом V8) Станислав Корякин. По его словам, нужно учитывать то, что существенная доля транспортных мощностей «Российских железных дорог» занята вывозом угля, что порой замедляет вывоз других товаров с более высокой добавленной стоимостью.

«Мы видим важнейшей задачей увеличение поставок по железной дороге за счет развития клиентской базы и дистрибуции в тех регионах Китая, куда есть возможность отправлять продукцию поездами», – солидарна директор по развитию внешнеторговой деятельности торгового дома «Черкизово» (группа «Черкизово») Наталья Бартновская. «Существует и проблематика, связанная с недостатком необходимого количества доступных контейнеров для транспортировки», – отмечает Корякин.

Надо узнавать друг друга

По словам Бартновской, внутренний рынок Китая отличает взыскательность потребителей, «а местные требования к продуктам весьма высоки и специфичны»: «Это надо понимать и уважать. В противном случае выстроить эффективное и плодотворное сотрудничество с высоким коммерческим результатом вряд ли будет возможно».

«Китайский потребитель очень требовательный. Поэтому важно, чтобы товар был качественным, натуральным и в красивой упаковке», – согласен Дулиенко.

При помощи созданной РЭЦ цифровой платформы «Мой экспорт» экспортеры могут получить возмещение части затрат на участие в выставках и ярмарках, разместить свою продукцию на китайских цифровых маркетплейсах, а также представить ее в постоянно действующем демонстрационно-дегустационном павильоне в Шанхае (о том, как российские компании торгуют на китайских маркетплейсах, читайте в статье).

Узнаваемость бренда и страны его происхождения – важная составляющая, отмечают собеседники «Ведомости&». Над этим, в частности, работает РЭЦ, организуя экспозиции под зонтичным брендом «Сделано в России» для участия российских компаний в крупнейших выставках Китая, рассказывает Никишина.

Например, в начале 2024 г. в китайской провинции Ляонин состоялся первый фестиваль-ярмарка «Сделано в России». Мероприятие включало в себя деловую программу (b2b-переговоры, организация розничной продажи российской продукции, дегустационные мероприятия и мастер-классы), а также культурно-развлекательную часть на протяжении всего фестиваля, завершившегося проведением гала-концерта артистов российского балета и симфонического оркестра.

В фестивале-ярмарке приняло участие 150 компаний из 43 регионов России. Они представили китайскому потребителю порядка 1500 различных российских товаров. Объем реализованной российской продукции по итогам мероприятия оценивается в 250 млн руб. Выставку сопровождала информационная кампания. Охват аудитории, по оценкам РЭЦ, во время анонса фестиваля составил более 50 млн человек, а во время проведения – свыше 100 млн человек.

«Российские компании при выходе на новые крупные рынки сталкиваются с проблемой узнаваемости своей продукции у потребителей. Поэтому ближайшая задача – предоставить населению за рубежом возможность познакомиться с продукцией отечественного АПК», – говорит представитель РЭЦ.

Участники ярмарки подтверждают, что это возможность дотянуться до конечного потребителя и понять, насколько верно компания выстроила ценообразование и позиционирование. «Мы 10 лет работаем с Китаем, и для нас ярмарка-фестиваль – это возможность еще раз убедиться, что мы действуем верно», – рассказывает Алексей Солонович, руководитель экспортного направления и представитель в Китае ООО «Сибирская олива» (поставляет жмых и рапсовое масло). Предприниматель объясняет, что при работе с Китаем нет сложностей наладить контакты с бизнесменами. Куда труднее убедить конечного потребителя покупать российское, причем не обязательно конкретного производителя. «Например, по ТВ Китая активно идет реклама австралийского и американского меда. Очевидно, что это программа поддержки импорта в Китай на уровне государства, отдельные поставщики просто не потянули бы ее финансово. Турецким поставщикам государство оплачивает участие в выставках и ярмарках. Очень бы хотелось видеть больше поддержки российских производителей и со стороны нашего государства», – говорит Солонович.

«Участие в выставке дало нам дополнительную представленность на северо-востоке Китая, – рассказывает Сергей Селезнев, первый заместитель управляющего директора холдинга «Объединенные кондитеры». – Мы работаем на китайском рынке уже восемь лет, мы знаем потребности и ожидания потребителей. В то же время данное мероприятие имело большое значение и для нас, и для всей кондитерской отрасли в целом. Российская продукция была представлена на новом, куда более высоком уровне. До этого подобных выставок-фестивалей не было». По итогам мероприятия компания «Объединенные кондитеры» уже обратилась в Минсельхоз и РЭЦ с предложением проводить больше подобных фестивалей-ярмарок.

«РЭЦ присутствует на ключевых деловых площадках Китая, организует экспозицию под брендом «Сделано в России» для участия российских компаний в крупнейших выставках Китая, а также организует многоотраслевые и узкоспециализированные бизнес-миссии», – говорила Никишина в интервью «Российской газете».

По словам генерального директора РЭЦ, с учетом успешного опыта проведения первого фестиваля-ярмарки «Сделано в России» – Made in Russia подобные мероприятия будут проводиться регулярно. В частности, в рамках VIII российско-китайского «Экспо» (г. Харбин) и приуроченной к нему многоотраслевой бизнес-миссии российских компаний в мае 2024 г. На ноябрь запланированы коллективный стенд российских компаний Made in Russia и участие в деловой программе на крупнейшей выставке China International Import Expo. &