Интеллект в промышленных масштабах

Как и почему российские предприятия внедряют технологии машинного обучения
iStock

Российские промышленные компании внедряют технологии искусственного интеллекта в самые разные производственные процессы – от оценки качества бриллиантов и алюминиевых слитков до предиктивного обслуживания оборудования. Как они это делают, разбирались «Ведомости&».

Интеллект в тренде

В 2023 г. глобальный рынок искусственного интеллекта (ИИ) в производстве достиг $3,2 млрд, подсчитали эксперты Всемирного экономического форума. По прогнозу, к 2028 г. он вырастет до $20 млрд. В России потенциальный совокупный вклад от внедрения и использования ИИ аналитики Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ оценивают в 11,6 трлн руб. в 2030 г., а в 2035 г. – в 46,5 трлн руб. При этом исследователи ВШЭ отводят ключевую роль обрабатывающей промышленности – 7,7 трлн руб. в 2035 г.

В России опыт применения ИИ-решений имеют 35% предприятий разных отраслей, причем 47% из них пока только тестируют пилотные проекты, говорится в аналитическом отчете за 2024 г. Федерального центра прикладного развития искусственного интеллекта. По словам Марины Дороховой, директора «Яков и партнеры», темпы внедрения ИИ в разных отраслях промышленности отличаются: «Около 70% компаний, занимающихся металлами и горной добычей, используют ИИ внутри организации и планируют расширять его использование, в связи с чем растут и инвестиции в это направление, в то время как в нефтегазовой отрасли, электроэнергетике и химической промышленности только треть достигла как раз того уровня зрелости, где они масштабируют внутри организации, выделяют на это деньги и фиксируют это как свою стратегическую цель».

«Локальные точечные решения, такие как оптимизация отдельного участка производства, окупаются менее чем за год. Средние по масштабу проекты вроде внедрения систем предиктивного обслуживания, обычно окупаются за 1–3 года. Реализация комплексных инфраструктурных проектов по цифровой трансформации может занять от 3 до 5 лет, но даже в таких случаях компании стараются получать ощутимый эффект уже на промежуточных этапах внедрения».

Роман Хазеев
директор по цифровым технологиям «Ростелекома»

Технологии, которым отдают предпочтение российские промышленники, разнообразны. Александр Бухановский, доктор технических наук, руководитель исследовательского центра «Сильный ИИ в промышленности» Университета ИТМО, усматривает два значимых российских тренда внедрения ИИ. «В первую очередь это решение задач, связанных с воспроизведением частных компетенций отраслевых специалистов. К ним относятся всевозможные советующие системы (например, по управлению ремонтом сложного оборудования), системы предиктивной аналитики, компьютерного зрения. Эти решения ориентированы в первую очередь на сокращение издержек (в среднем на 10–15%)», – говорит он. Второй тренд – это использование ИИ для решения комплексных задач с творческим элементом – проектированием (например, для создания деталей или узлов оборудования). Для этого используются различные генеративные технологии ИИ, в том числе большие языковые модели. «Экономика в этом случае связана не с уменьшением нагрузки на специалистов, а с кардинальным (в разы, а иногда на порядки) сокращением этапов жизненного цикла продукции, что повышает ее инвестиционную стоимость», – считает Бухановский.

Эти тренды подтверждают результаты опроса «Яков и партнеры» технических директоров (СТО) 100 компаний из всех отраслей промышленности. «Машинное обучение используют 100% опрошенных консалтингом компаний, которые занялись внедрением ИИ, компьютерное зрение – 65%, глубокое обучение – 64%, обработку естественного языка, включая распознавание и синтез речи, – 55%. Генеративный ИИ внедрили 25% компаний-респондентов хотя бы в одной функции организации и около 15% – в нескольких функциях», – рассказывает Дорохова.

Такое распределение во многом объясняется величиной инвестиций и скоростью окупаемости проектов. «Локальные точечные решения, такие как оптимизация отдельного участка производства, окупаются менее чем за год, – рассказывает Роман Хазеев, директор по цифровым технологиям «Ростелекома». – Средние по масштабу проекты вроде внедрения систем предиктивного обслуживания обычно окупаются за 1–3 года. Реализация комплексных инфраструктурных проектов по цифровой трансформации может занять от 3 до 5 лет, но даже в таких случаях компании стараются получать ощутимый эффект уже на промежуточных этапах внедрения».

По экспертным оценкам, базовые пилотные проекты по внедрению ИИ на российском промышленном предприятии сегодня обходятся в несколько миллионов рублей. «Например, внедрение типового решения по предиктивной диагностике оборудования может стоить от 5 млн до 10 млн руб. Полномасштабные решения для крупного завода уже требуют инвестиций от сотен миллионов до 1–2 млрд руб.», – уточняет Хазеев.

Жить своим умом

Промышленные предприятия используют разные стратегии внедрения ИИ-решений. Согласно исследованию, проведенному Федеральным центром прикладного развития искусственного интеллекта в 2024 г., 32% предприятий реализуют проекты собственными силами, 31% привлекают сторонних разработчиков, а 37% применяют комбинированный подход. «Крупные компании располагают необходимыми ресурсами для реализации масштабных ИИ-проектов и создания собственных центров компетенций. У них появляются собственные платформы, позволяющие массово вовлекать сотрудников в работу с ИИ», – объясняет Хазеев.

По словам Ренаты Абдулиной, председателя Ассоциации крупнейших потребителей программного обеспечения и оборудования, большинство ИИ-кейсов в промышленности – результат самостоятельной работы компаний, когда решения разрабатывались под конкретные задачи и потребности предприятий. Кроме того, при внедрении ИИ в промышленности нужно учитывать, что во многих ситуациях приходится работать с закрытыми данными или коммерческой тайной, поэтому для своих проектов предприятия выбирают разные способы развертывания IТ-инфраструктуры: на собственных мощностях (on-prem), в облаке или гибридный вариант, при котором используется и то и другое, рассказывает Артур Самигуллин, руководитель продуктового ML-направления Yandex Cloud (входит в бизнес-группу Yandex B2B Tech). При этом, отмечает эксперт, «ML-модели (модели машинного обучения. – «Ведомости&») можно развернуть на собственной инфраструктуре, но для этого необходимо использовать дополнительные вычислительные мощности. Использование коммерческих облачных платформ позволяет не использовать свои вычислительные мощности, а также не заниматься развертыванием, настройкой и мониторингом моделей самостоятельно».

Один из успешных кейсов разработки ML-модели на облачной платформе – создание решения «Алмаз-бриллиант» компанией «Алроса» на облачной платформе. Модель была построена на анонимизированных данных. Решение позволяет анализировать связи между сырьем и продукцией, прогнозируя, какого цвета бриллианты получатся из конкретных алмазов. Модель помогла сформировать новые продукты – отдельные когорты алмазов редких цветовых оттенков.

От производственной линии – к офису

По данным McKinsey, в обрабатывающей промышленности автоматизация с помощью ИИ может затронуть 36% рабочего времени. ИИ не только «трудится» на самом производстве, но и помогает облегчить рутинные процессы в офисах промышленных компаний. «Мы видим три основных сценария, в которых ИИ уже помогает сотрудникам в офисной работе. Это генерация, суммаризация и поиск информации», – рассказывает Антон Проценко, руководитель ИИ-направления в «Яндекс 360» (входит в бизнес-группу Yandex B2B Tech).
Генерация – это создание новых текстов, изображений и их редактирование. Например, в «Яндекс 360» доступен «Нейроредактор», который позволяет создавать текст с нуля или изменять существующий. Это помогает пользователю вначале написать текст в произвольном формате, а потом привести к деловому стилю, если его необходимо отправить руководителю или контрагентам.
Второй сценарий – суммаризация. Нейрофильтр может автоматически определять важные письма, делать по ним краткие пересказы и выделять ключевые действия, которые нужно выполнить. Кроме того, «Яндекс 360» развивает функцию суммаризации видеовстреч в «Телемосте» и «Мессенджере»*: полностью расшифрованная видеовстреча автоматически превращается в сжатый пересказ разговора. «Мы подсчитали, что суммаризация экономит сотруднику в среднем около 7 минут во время встречи – не нужно отвлекаться на записи. Еще около 10 минут после – на подготовку и рассылку кратких итогов», – поясняют в «Яндекс 360».
Третий сценарий – поиск информации. Недавно «Яндекс» запустил сервис «Нейроэксперт»*, в который можно загрузить ссылки из интернета, документы, таблицы, презентации, аудио- и видеофайлы, а сервис создаст из них базу знаний и поможет найти в ней ответ на любой вопрос.

«Это была одна из первых ML-разработок в компании, – рассказывает Алексей Волков, руководитель цифровой лаборатории ООО «Алроса ИТ». – Облако помогло нам не буксовать и начать работу максимально быстро, без проволочек – проверить целесообразность разработки и сформировать требования к внутренней инфраструктуре. После проверки гипотезы перешли во внутренний контур. В облаке удобно разворачивать нужную инфраструктуру «по клику», настраивать контейнеры, которые потом несложно перенести в другие среды, тестировать работу новых сервисов».

Похожий опыт использования облачной платформы для обучения ИИ-моделей и тестирования решений, которые разрабатывают внешние подрядчики, есть у компании «Русал», писали в 2024 г. «Ведомости&». На мощностях Yandex Cloud развернут экземпляр MLOps-платформы (MLOps – набор практик для управления жизненным циклом моделей машинного обучения. – «Ведомости&») «Русала» с возможностью динамического управления ресурсами.

В начале 2025 г. алюминиевый гигант запустил систему анализа микроструктуры цилиндрических слитков – ключевого продукта для последующего производства в машиностроении, строительстве и других областях. Нейросеть на основе технологии машинного зрения за 15 минут анализирует качество слитка по восьми параметрам. Ранее лаборант тратил на это от 1,5 до 4 часов у микроскопа, сообщила компания.

«Норникель» также разрабатывает внутренние сервисы в публичном облаке. В результате перехода на облако у компании в среднем вдвое сократились сроки создания моделей, разработки ПО и тестирования в собственной инфраструктуре облака, писал Forbes*. «Мы давно присматриваемся к возможностям публичных облаков и понимаем преимущества, которые они дают компаниям в других отраслях: быстрое расширение мощностей и их снижение, когда они не нужны, ускорение разработки и вывода продуктов на рынок. В то же время у нас довольно жесткие требования к информационной безопасности, поэтому облака мы начали использовать относительно недавно – в 2022 г., предварительно проработав индустриальные требования к защите данных, к ролевой политике и другим вопросам», – цитирует журнал Алексея Манихина, директора по IT-стратегии и развитию «Норникеля».

Эволюция генеративных нейросетей

Еще один тренд – применение больших языковых моделей для автоматизации технической поддержки, умного поиска по материалам и справочникам, составления краткого содержания для технической документации. Например, значимым для промышленности проектом стал ИИ-сервис для оптимизации каталога товаров Минпромторга России, разработанный Исследовательским центром в сфере ИИ Университета «Иннополис». «Решение автоматически выявляет и исправляет ошибки, проверяет соответствие классификаторам, а также позволяет создавать и обновлять шаблоны описаний – благодаря этому промышленные компании получают доступ только к проверенной информации. Система уже выявила и исправила 750 000 ошибок, обнаружила 30 000 несоответствий данным государственных закупок и помогла создать 25 000 шаблонов описаний», – рассказывает директора вуза Искандер Бариев.

Некоторые промышленные компании разрабатывают собственные ИИ-сервисы на базе LLM-моделей (Large Language Model – большие языковые модели, нейросети, обученные на огромных массивах текстовых данных для понимания и генерации естественного языка. – «Ведомости&») с открытым исходным кодом (open source). Это связано с большой популярностью Qwen, DeepSeek и других моделей на open source. «Под каждый проект создается отдельная модель и отдельный стек инструментов, которые нужно масштабировать, поддерживать и обслуживать. Это удобнее делать на единой платформе. Например, Yandex Cloud предоставляет клиентам не только доступ к собственным и опенсорсным генеративным моделям, но и к конечным сервисам на базе YandexGPT* (например, Yandex SpeechSense*), а также к инструментам для создания продуктов на базе нейросетей (например, AI Assistant API* для разработки ИИ-ассистентов практически без написания кода)», – уточняет Самигуллин.

На основе YandexGPT IТ-интегратор GlowByte, разрабатывающий IТ-решения для промышленности, уже создал ИИ-ассистента для задач технического обслуживания и ремонта. «Это не просто инструмент для анализа неисправностей, а интеллектуальный напарник, способный сохранить экспертизу, обучить новых сотрудников и сократить убытки от простоев. Решение адаптируется под специфику предприятия и может дать ощутимый эффект уже в первые месяцы после внедрения: сокращение времени простоя на 10–25%, ускоренная адаптация новых сотрудников до 50% времени и повышение качества актов и отчетов», – рассказывает Максим Митрофанов, руководитель направления по развитию бизнеса практики Advanced Analytics в GlowByte.

Следующим шагом в развитии генеративного направления ИИ Самигуллин называет разработку ИИ-агентов, автономной системы, способной самостоятельно взаимодействовать с внешними системами и приложениями. Например, найти нужную информацию в базе знаний, приобрести недостающие расходные материалы и т. д. «Чтобы подготовиться к появлению ИИ-агентов, компании могут заранее структурировать свои данные для работы с нейросетями. Также бизнес может перестроить свои процессы таким образом, чтобы они были доступны в формате сервисов, – это позволит ИИ-агентам использовать их для выполнения конкретных задач. Также стоит заранее проработать гибкую систему ролей и доступов в системе информационной безопасности и продумать, как в будущем в нее можно будет интегрировать ИИ-агента. Это позволит к моменту массового внедрения таких технологий сделать процесс интеграции более простым и быстрым», – уверен эксперт.

Виртуальные ассистенты Vocamate AI* с использованием речевых технологий внедрены в компании «Квадра», основном поставщике тепла и горячей воды населению в крупнейших городах ЦФО. Полина Блохина, директор проектного офиса «Развитие клиентского сервиса» АО «Росатом инфраструктурные решения», дочерней компанией которого является «РиР энерго» (ранее «Квадра»), отмечает, что «за 2024 г. роботы отработали в 2,5 раза больше обращений клиентов, чем в прошлом году (всего 440 000), при этом общая доля пропущенных звонков снизилась на 8%». Это повысило индекс удовлетворенности клиентов компании на 27,6% по сравнению с 2023 г. до 4,44 пункта из 5 возможных.

Машинное обучение уже помогает промышленным компаниям во многих процессах, связанных с производством, оценкой качества продукции и логистикой. В будущем благодаря развитию генеративных нейросетей специалисты смогут давать более точные прогнозы по техническому обслуживанию оборудования, изучать новые, более совершенные материалы и сплавы, контролировать безопасность на производстве. &

* Yandex Cloud, Forbes, «Яндекс 360», «Нейроредактор», «Мессенджер», «Нейроэксперт», YandexGPT, Yandex SpeechSense, AI Assistant API, Vocamate AI, Yandex SpeechKit – 18+.