Революционный держите шаг
Как цифровизация меняет современную промышленностьВ январе 2025 г. Минпромторг актуализировал план по стандартизации передовых производственных технологий до 2030 г. Чиновники отмечают высокую динамику проникновения во все сферы жизни технологий «на стыке физического и цифрового миров». В рамках развития новой цифровой промышленной политики, так называемой четвертой промышленной революции, или «Индустрии 4.0», будут появляться стандарты внедрения умных заводов и цифровых фабрик, развиваться виртуальные модели производств, киберфизические системы и промышленный интернет вещей. О том, как промышленные компании воплощают их в жизнь, «Ведомости&» поговорили с участниками рынка.
Промышленный переворот
О том, что мир переживает четвертую промышленную революцию, заговорили в начале второй декады XXI в. – сам термин впервые был упомянут на Ганноверской выставке в 2011 г. В 2024 г. мировой рынок «Индустрии 4.0», в который входят промышленные и складские роботы, датчики, 3D-печать, блокчейн, машинное зрение, интерфейсы человек – машина, ИИ, цифровые двойники, мониторинг оборудования, оценивался почти в $160 млрд. Аналитики Straits Research прогнозируют, что до 2033 г. он будет расти в среднем на 18% в год и достигнет $728 млрд. Быстрее всего будет расти рынок ИИ для промышленности.
Эксперты выделяют несколько глобальных трендов в цифровизации промышленности. «Во-первых, это увеличение роли IТ в ключевых бизнес-процессах – от контроля качества продукции до управления распределенными командами и цепочками поставок», – рассказывает Григорий Атрепьев, руководитель Yandex Cloud (входит в бизнес-группу Yandex B2B Tech). Если раньше основные расходы компаний приходились на оборудование, то сейчас, по оценке аналитиков Fiсtiv, 30% всех инвестиций крупных промышленных компаний – это расходы на IТ.
Крупные аналитические агентства, например Deloitte, прогнозируют в 2025 г. рост вложений в облачные сервисы, генеративные нейросети и 5G, так как они обеспечивают быстрый возврат инвестиций. «Крупные производственные компании много лет использовали аналитику данных, но в связи с изменениями на российском IТ-рынке они пересматривают стек технологий – как для быстрой аналитики, так и для сложной обработки данных, автоматизации расчетов и построения сложных моделей принятия решений», – уточняет Атрепьев.
Во-вторых, по словам представителя Yandex B2B Tech, растут инвестиции в информационную безопасность (ИБ). Это связано с ростом и усложнением кибератак на IT-инфраструктуру предприятий (см. подробнее о способах защиты от киберугроз).
«Еще один тренд – экосистемный подход к ПО. Интеграция сервисов позволяет управлять проектами, вести коммуникацию и обмениваться документами в одном защищенном контуре, соответствующем требованиям критической инфраструктуры», – указывает Роман Королев, коммерческий директор «Яндекс 360» (входит в бизнес-группу Yandex B2B Tech) (подробнее о технологиях совместной работы см. здесь).
Россия в поисках цифровой зрелости
На российских предприятиях сейчас идет активная цифровизация процессов в рамках «Индустрии 4.0», отмечают опрошенные «Ведомости&» участники рынка. Причем в некоторых отраслях, по мнению части экспертов, компании даже находятся на переходном этапе к следующему витку развития – «Индустрии 5.0», которую ЕС определяет как «ориентированную на нужды человека, экологичную и устойчивую» промышленность.
«Наша страна находится на переходном этапе от «Индустрии 4.0» к «Индустрии 5.0», демонстрируя стремительный прогресс в отдельных секторах, в том числе в черной металлургии», – полагают на Магнитогорском металлургическом комбинате (ММК).
Как и мировые промышленные гиганты, российские компании используют платформенный подход и расширяют применение аналитики данных. Всего несколько лет назад экспертиза в работе с данными, собственные data-офисы были только у индустриальных гигантов. Сейчас корпоративные хранилища данных строят уже и средние компании. Например, с помощью сервисов платформы данных строят индустриальные маркетплейсы продукции, отслеживают производственные показатели, собирают корпоративную и управленческую отчетность (подробнее об использовании аналитики данных), уточняет эксперт Yandex B2B Tech.
Yandex B2B Tech
Бизнес-группа «Яндекса», которая создает и развивает решения для корпоративного сектора. Сервисы и инструменты Yandex B2B Tech предназначены для управления облачной инфраструктурой, хранения, обработки и визуализации данных, ведения дел и переписки, настройки совместной работы с файлами и применения искусственного интеллекта для решения бизнес-задач.
Источник: «Яндекс»
Энергетический холдинг «Эн+» с 2019 г. использовал на своих гидроэлектростанциях зарубежное решение для предиктивной аналитики. Система могла предсказать поломку агрегата за 1,5 месяца. В 2022 г. компания начала разработку новой системы на базе российской платформы.
С момента запуска этого решения компания предотвратила 24 аварийные остановки гидроагрегатов, а прогнозные параметры модели на 2% выше, чем у прежнего решения. «Северсталь» внедряет проект по автоматизированному контролю качества продукции с использованием технологий компьютерного зрения. Система определяет брак по малозаметным визуальным признакам, анализируя видео с десятков камер. С помощью этого решения компания контролирует выпуск 4,2 млн т продукции при общем объеме производства около 10,7 млн т.
«Некоторые компании выстраивают собственные цифровые экосистемы, – дополняет Королев. – Так, несколько крупных производственных предприятий используют «Яндекс 360» как основу корпоративного цифрового пространства для автоматизации рутинных задач промышленности».
По уровню зрелости цифровых производств Россия все еще уступает ведущим мировым игрокам – в первую очередь из-за технологических разрывов, нехватки отраслевой экспертизы и не до конца сформированной нормативной базы, признает технический директор компании «Софтлайн решения» Алексей Пилипчук. Хотя, по его словам, со стороны отечественного бизнеса действительно заметен запрос на создание локальных интеллектуальных систем, развертывание цифровых двойников, создание устойчивых интеграционных платформ и т. д.
От ИИ до интернета вещей
Роботизация производственных процессов, предиктивная аналитика, цифровые решения на базе моделей машинного обучения и виртуальные модели технологических линий – все находит место в российских производственных цепочках.
«IIoT (индустриальный интернет вещей, система датчиков физического мира на производстве. – «Ведомости&») собирает данные, 5G передает, ИИ анализирует и управляет процессами, AR/VR позволяет эффективнее обучаться и выполнять задачи», – приводит пример взаимосвязей технический директор «Яков и партнеры» Федор Чемашкин.
В крупных промышленных компаниях, опрошенных «Ведомости&», утверждают, что одной из популярных технологий в рамках реализации концепции «Индустрии 4.0» стало внедрение технологий машинного обучения. «Машинное обучение остается одним из наиболее устойчивых драйверов цифровой трансформации, однако сейчас акцент смещается в сторону генеративного ИИ», – утверждает руководитель практики «Индустрия 4.0» «Сибур диджитала» Вадим Щемелинин.
«Сибур» проводит работу по внедрению больших языковых моделей в промышленности – это ИИ-ассистенты для инженеров, закупки материально-технических ресурсов, создания новых полимеров и планирования экспериментов, поиска и анализа информации в больших базах данных и др., писал Forbes.
«ММК внедряет ИИ для оптимизации производственных процессов, сокращения издержек, контроля работы оборудования, повышения качества готовой продукции и контроля за соблюдением техники безопасности», – добавляет представитель компании.
Кроме того, необходимым элементом трансформации в рамках концепции «Индустрии 4.0» становится IIoT, который позволяет обеспечивать связь между устройствами и системами. «IIoT – интеграция датчиков и подключенных устройств, обеспечивает сбор данных и удаленный мониторинг, что критически важно для цифровых двойников и предиктивной аналитики», – рассказывает вице-президент «Евраза» по IT Артем Натрусов.
«IIoT – интеграция датчиков и подключенных устройств, обеспечивает сбор данных и удаленный мониторинг, что критически важно для цифровых двойников и предиктивной аналитики»
Еще один трек развития – внедрение беспилотного транспорта. По данным «Яков и партнеры», к 2042 г. 80% автопарка будет управляться без водителя, а экономический эффект для экономики России при переходе на беспилотные автомобили может достигать 4,6 трлн руб. ежегодно. «Компании, которые первыми начнут внедрять в процессы автономные грузоперевозки, получат стратегическое преимущество», – прогнозирует Элина Кийко, руководитель направления развития автономных грузовиков «Яндекса» (входит в бизнес-группу Yandex B2B Tech) (подробнее о развитии автономных грузоперевозок читайте здесь). Внедрение БПЛА стало отдельным направлением, особенно в контексте автоматизации мониторинга и обслуживания инфраструктуры. Например, дрон-сервис, применяемый в «Сибуре», позволяет заменять ручные осмотры промышленных объектов, сокращая время и риски для персонала, отмечает Щемелинин.
Роботизация также важное направление для «Индустрии 4.0». По мнению Илона Маска, уже к 2040 г. в мире будет 10 млрд человекоподобных роботов. В России тренд тоже набирает обороты. К примеру, «Яндекс» заявил о старте разработки ПО для управления роботами-гуманоидами, планируя в дальнейшем освоить и полноценное их производство.
Усложнение IТ-инфраструктуры влечет и рост киберугроз. Количество атак, направленных преимущественно на промышленные предприятия, за последние три года значительно выросло. Каждая вторая успешная атака на бизнес приводит к утечке данных, отмечала Positive Technologies. «Большое количество атак связано с социальной инженерией, когда злоумышленники обманом получают доступ к учетным записям сотрудников компаний. В ответ на вызовы российские промышленные холдинги вслед за глобальными игроками также увеличивают инвестиции в ИБ. К этой задаче компании подходят комплексно: ведут централизованный сбор, обработку и мониторинг событий безопасности, отслеживают изменения в IТ-инфраструктуре и поведении пользователей, периодически обновляют процессы реагирования на инциденты. Сами инструменты защиты тоже становятся более сложными: в ИБ-решениях появляется расширенная аналитика данных и технологии машинного обучения», – комментирует Атрепьев.
Особый путь
Помимо общих для мировых промышленных компаний сложностей отдельный вызов для отечественных компаний – уход после 2022 г. с российского рынка иностранных вендоров, которые позволяли имплементировать в стране уже существующие зарубежные наработки. «Несмотря на то что основной этап трансформаций в рамках «Индустрии 4.0» уже практически завершен, для России остается насущным вопрос импортозамещения зарубежных решений», – говорит руководитель группы по трансформации промышленных компаний «Технологий доверия» Алексей Нестеренко.
Многие компании самостоятельно разрабатывают ПО под свои задачи. Новое отраслевое ПО создают на базе индустриальных центров компетенций. Это отраслевые сообщества крупных компаний, которые формируют требования к новому ПО и создают его вместе с разработчиками. У каждого проекта есть якорный заказчик – отраслевая компания, которая финансирует разработку ПО. По итогам реализации таких проектов получаются российские программные продукты, соответствующие запросам нескольких отраслей экономики. По итогам 2024 г. было одобрено более 160 проектов разработки цифровых решений для промышленности на общую сумму более 210 млрд руб. «Во многих таких проектах компании используют облачную инфраструктуру, в том числе облачные сервисы», – дополняет Атрепьев.
«Переход на отечественные решения действительно стал для нас вызовом», – вспоминает Натрусов. «На российском рынке до сих пор не существует полноценной альтернативы зарубежным ERP-системам (приложения или модули для управления основными бизнес-процессами компании. – «Ведомости&»), особенно для крупных промышленных предприятий», – сетуют в ММК. По словам Щемелинина, многие российские решения, особенно в области специализированного промышленного ПО и аппаратных компонентов, все еще находятся на стадии активной разработки. «Пока рано давать окончательные оценки их качеству и надежности в долгосрочной перспективе», – говорит он. «В отличие от глобального рынка, где ИИ и автоматизация опираются на десятилетия накопленных решений, в России многие проекты реализуются с нуля в условиях ограниченного доступа к международным инструментам», – отмечает Пилипчук.
«В части ПО отечественные технологии более прикладные и разрабатываются под конкретные задачи с учетом отраслевой специфики, что зачастую обеспечивает более высокую эффективность по сравнению с аналогичными решениями, которые существовали ранее», – отмечает коммерческий директор «Айсорса» (компании, занимающейся разработкой решений для промышленности) Сергей Редько.
Среди ключевых направлений импортозамещения в России можно выделить разработку отечественных операционных систем, офисных приложений, систем управления базами данных и средств кибербезопасности, добавляет Алексей Лиходзиевский, руководитель «Яндекс Браузера» для организаций (входит в бизнес-группу Yandex B2B Tech). «Драйверами роста отечественной разработки также стали усиление регуляторных требований в области защиты данных и повышение значения ИБ. Они приводят к подъему спроса на решения для надежного хранения и работы с корпоративной информацией. Также важными факторами, поддерживающими тренд на импортозамещение, можно назвать устаревание парка устройств и повышение стоимости оборудования, а также рост инвестиций в российские IT-услуги. Это, в свою очередь, ускоряет миграцию рабочих сценариев в веб, поскольку такие решения проще, быстрее и дешевле создавать», – объясняет он.
Как добавил Королев, рынок облачных офисных решений прошел период бурного роста, вызванного переходом на удаленную работу и на фоне ухода с рынка иностранных компаний. Но и сейчас компании продолжают искать альтернативные решения и внедрять их. «Основные вызовы рынка связаны с необходимостью инвестировать в инфраструктуру и ИБ. Например, расходы на серверное оборудование выросли примерно на 40% за последний год. Внедрение ИИ также требует значительных ресурсов, – рассуждает он. – Компании выбирают облачные решения из соображений безопасности, так как обеспечить аналогичный уровень защиты собственными силами сложно и дорого».
Впрочем, опрошенные эксперты указывают, что российские решения быстро развиваются и по ряду направлений уже достигли сравнимого с международными уровня. «В большинстве случаев барьеры, возникшие из-за ухода иностранных вендоров, успешно преодолеваются. Помогает и отличная отечественная математическая школа», – говорит Натрусов.
Другие проблемы новой индустриализации – общие для компаний из всех стран, где осуществляется цифровая трансформация бизнеса. «Это рост киберугроз, дефицит квалифицированных IT-специалистов и необходимость адаптации законодательной базы под цифровые реалии», – перечисляют в ММК. «Принимаемые меры государственной поддержки и инициативы бизнеса позволяют надеяться на успешное преодоление всех этих вызовов», – оптимистичен Чемашкин.
Инвестиции в будущее
Макроэкономические показатели мотивируют участников рынка к повышению эффективности, поэтому «в приоритете оказываются те решения, которые способны принести ощутимый экономический результат уже в краткосрочной перспективе», рассказывает Редько. Особое внимание уделяется проектам с быстрой окупаемостью. При этом, по его словам, в текущих условиях наблюдается «сдержанность в долгосрочных инвестициях, что требует поиска новых моделей устойчивого финансирования стратегических инициатив». «Финансовые барьеры включают относительно высокие затраты на цифровизацию, сложности с финансированием, особенно для среднего бизнеса, в условиях экономической нестабильности», – добавляет Чемашкин.
«В первую очередь трансформации подвержены отрасли с высокими издержками и объемом операций: промышленность, логистика, добыча, энергетика. Именно там даже незначительная оптимизация дает миллиардные эффекты», – говорит Пилипчук. По данным компаний, в «Сибуре», например, экономический эффект составил более 50 млрд руб. В «Евразе» с начала трансформации сэкономили около 18 млрд руб. (и только за 2024 г. – 5,4 млрд руб.). За 2021–2024 гг. в ММК получили эффект в размере 4,7 млрд руб. и еще планируют получить 2,1 млрд руб. в 2025 г.
Цифровые проекты требуют значительных инвестиций в оборудование, ПО, IТ-специалистов, признают в Yandex B2B Tech. Самостоятельная реализация таких проектов требует значительных ресурсов и экспертизы. Без опыта работы с крупными IT-системами возрастает риск срывов сроков, перерасхода бюджета и архитектурных ошибок. В комплексных проектах компании обращаются к разработчикам ПО и интеграторам за экспертизой, добавляет Атрепьев.
В числе наиболее востребованных технологий – решения для сбора, обработки и анализа больших данных, машинное обучение и облачные сервисы, продолжает объяснять представитель Yandex B2B Tech. В предприятиях обрабатывающей промышленности значимую роль начинают играть промышленные роботы и автоматизированные линии, а в добыче полезных ископаемых – геоинформационные системы. «Разработка и внедрение подобных отраслевых решений требует тесного сотрудничества бизнеса и IТ. Так возникают технологические альянсы, состоящие из предприятий, разработчиков технологий, интеграторов и сервис-провайдеров. Вместе участники таких альянсов инвестируют в R&D, осваивают новые виды продукции, создают индустриальные сервисы и вырабатывают новые рыночные стандарты», – резюмирует он. &