Банк по подписке

Что такое «банкинг как услуга» и как он развивается в России
iStock

Эпоха маркетплейсов, электронной коммерции и финтеха изменила привычки потребителей: они хотят получать все услуги в одном месте и желательно в один клик. Банкинг как услуга помогает нефинансовым организациям предоставлять на своих цифровых платформах такие прежде исключительно банковские сервисы, как выпуск карт, предоставление кредитов или рассрочки платежа. Это дает им возможность предлагать потребителю финансовые услуги и повышать конверсию посещений в покупки, а банкам – новых корпоративных клиентов, дополнительные доходы и укрепление клиентской базы.

Банк по API

В IT-индустрии SaaS (Software as a Service – программное обеспечение (ПО) как услуга) – модель сотрудничества, в которой пользователи через облачные сервисы получают доступ к ПО и приложениям без необходимости их установки на свои устройства, – стала уже практически стандартом.

Компания – пионер SaaS Salesforce появилась в 1999 г., а сейчас глобальный рынок SaaS оценивается в $428 млрд с перспективой роста до $890 млрд к 2030 г., по данным Statista.

Концепция «банкинг как услуга», или BaaS (Banking as a Service), использует похожую модель: банк через программный интерфейс (API) предоставляет банковские сервисы нефинансовым организациям, которые, в свою очередь, на их основе предоставляют свои финансовые сервисы клиентам. При этом вся банковская инфраструктура (необходимые лицензии, кибербезопасность, процессинговые центры и т. д.) остается «под капотом» у банка и потребителю не видна.

На рынке все больше компаний стремится предлагать клиентам финансовые продукты – от маркетплейсов и ритейлеров до онлайн-платформ и финтехстартапов. Для них это способ повысить лояльность, увеличить средний чек и получить дополнительные данные о клиентах. Один из наиболее востребованных сервисов – рассрочка: бизнесу выгодно предоставлять ее своему клиенту напрямую, как встроенный в процесс покупки шаг, без прерывания процесса для взаимодействия с банком, рассказывает Александр Долбнев, директор по работе с финансовым сектором Yandex Cloud (входит в бизнес-группу Yandex B2B Tech). «Первый путь – получить банковскую лицензию. Второй вариант – получить доступ к банковской платформе как IT-услуге», – говорит он. .

Причем первый вариант подходит не всем. «В финансовой сфере требования к информационной безопасности и устойчивости систем одни из самых строгих: банки хранят не только данные, но и деньги клиентов. Поэтому вход в банковский бизнес всегда дорог: создание даже небольшого банка требует миллиардных инвестиций в инфраструктуру», – отмечает Илья Иванинский, партнер-эксперт «Яков и партнеры», указывая, что при использовании BaaS-технологий ответственность перед регулятором продолжает нести именно банк.

По данным Global Market Insights, мировой рынок услуг на основе BaaS-модели составил $18,6 млрд в 2024 г. В масштабах общих затрат на IT это немного – менее 1% (общие затраты на IT в 2024 г. составили $4,7 трлн, подсчитали в Forrester). Но среднегодовые темпы роста BaaS составляют 15%, и уже через 10 лет этот рынок вырастет до $73,7 млрд.

По мнению Марианны Данилиной, руководителя управления стратегии, исследований и аналитики «Ассоциации Финтех», «технологический прогресс в банковской сфере движется в сторону отказа от монолитных систем в пользу гибких, API-ориентированных платформ, что создает фундаментальную основу для внедрения новых моделей, таких как BaaS».

Пойти по пути технологий

Спрос на современные IT-решения во многом обусловливает изменения в потребительском поведении. По данным исследования Vodeno, одного из крупнейших вендоров BaaS-платформ, которого в этом году приобрел европейский банк UniCredit, 52% молодых людей в возрасте от 25 до 34 лет предпочитают пользоваться финансовыми продуктами и услугами своих любимых брендов, а не традиционных банков, в то время как 50% останутся верны только тем брендам, которые предлагают встроенные финансовые продукты и гибкие решения, такие как BNPL (рассрочка платежа) и кэшбэк.

«Крупные ритейлеры и маркетплейсы активно внедряют встроенные финансовые сервисы для повышения конверсии и удержания клиентов. Для них финансовая услуга – это инструмент роста их основного бизнеса», – говорит Данилина.

Крупные IT-игроки стремятся интегрировать банковские сценарии внутрь своих экосистем, подтверждает Борис Ведерников, лидер команды разработки интернет-банка в «Точка банке». «Тренд на встроенные финансы активно используют, например, Wildberries, Ozon, «Яндекс» и «М.видео». Сегодня в основном это маркетплейсы, но с развитием концепции BaaS в России к ним смогут присоединиться и более нишевые компании», – уверен он.

Например, сейчас в рамках BaaS-технологии розничная сеть «М.видео-Эльдорадо» сотрудничает с «МТС банком» и МФО «Рево технологии» (сервис рассрочек «Мокка»), предоставляя своим клиентам «М.рассрочку» – индивидуальный возобновляемый кредитный лимит.

«Для клиента продукт похож на кредитную карту: неиспользованный остаток лимита можно тратить на следующие покупки в «М.видео-Эльдорадо», а при внесении ежемесячного платежа кредитный лимит восстанавливается», – рассказывает Олег Гарифуллин, генеральный директор «Директ кредит центра» компании «М.видео-Эльдорадо».

По его словам, сегмент бытовой техники и электроники характеризуется высоким средним чеком, причем более 15% продаж осуществляется с применением различных вариантов рассрочки и кредита.

С внедрением BaaS-технологий появились новые клиентские сценарии и решения, положительно влияющие на опыт и удовлетворенность покупателей. Банковские технологии в ритейле позволяют повышать конверсию в одобрение и выдачу, а значит, больше клиентов уходит с покупками нужной техники, рассказывает эксперт.

«Клиенты, получившие одобрение суммы больше ожидаемой, увеличивают средний чек, выбирая более дорогие товары. Одобренный возобновляемый лимит повышает частоту покупок в магазинах и на сайте. Кроме того, сократилось время оформления: клиентам с кредитным лимитом не нужно заново отправлять заявку при повторной покупке», – говорит Гарифуллин.

Помимо сокращения времени и снижения стоимости вывода новых продуктов Алексей Евдокимов, заместитель директора финтехнаправления в «СКБ Контур», называет среди преимуществ использования BaaS-платформы снижение издержек и рисков благодаря централизованной платформенной архитектуре, а также возможность централизованно управлять интеграционными решениями.

Помимо укрепления лояльности клиентской базы и источника дополнительного дохода для нефинансовой организации использование BaaS-модели полезно для тестирования бизнес-гипотез.

«Если проект успешен, компания может строить свой банк. Если нет – свернуть инициативу без крупных убытков», – полагает Иванинский.

Зачем в BaaS облака

«Для многих IT-бизнесов создание собственного банка почти невозможная задача, и здесь появляется новая возможность для банков – предоставить свои API, чтобы встроить флоу в IT-продукты, и получать дополнительный целевой трафик и транзакции, используя аудиторию партнера», – говорит Ведерников.

В связи с этим для банков становится важна скорость изменений, вывода на рынок новых продуктов и адаптации бизнеса под новые реалии. «BaaS позволит традиционным банковским корпорациям получить легкость молодого стартапа, снижая время на разработку, тестирование и запуск финансовых продуктов любой сложности», – считает Андрей Дорофеев, директор по развитию разработчика ПО «Цифровая динамика».

«Основной спектр предоставляемых по BaaS услуг включает интегрированные платежные решения, выпуск карт, включая виртуальные и кобрендовые продукты, а также возможности по открытию счетов и предоставлению кредитных линий, в частности мгновенных рассрочек», – рассказывает Данилина.

По сути, концепция BaaS позволяет банкам монетизировать свою технологическую инфраструктуру – с ней эффективность повышается: можно запускать новые источники дохода, сокращать операционные издержки за счет автоматизации, быстрее внедрять цифровые технологии и создавать совместные продукты с финтехпартнерами. Банк расширяет клиентскую базу, становится гибче и растет масштабируемость бизнеса, повышается привлекательность для рынка, объясняет Ведерников.

Для того чтобы банк смог предоставлять BaaS-услуги, он нуждается в технологической банковской платформе, которую может разработать сам или получить как технологическую услугу от внешнего поставщика. «В последнем случае банки получают безопасную инфраструктуру, платформенные сервисы и прикладные решения для автоматизации банковских процессов от сервис-провайдера или провайдера публичного облака. Это предполагает коллаборацию вендоров автоматизированных банковских систем (АБС) и крупных публичных облачных провайдеров, таких как Yandex Cloud. Весь потенциал BaaS как технологической услуги раскрывается в условиях соответствия сервис-провайдера регуляторным требованиям и внесения уточнений в законодательную базу, регулирующих аутсорсинг информационных технологий и облачных услуг для финансового сектора», – говорит Долбнев.

«Есть два пути: получить банковскую лицензию, как сделали Ozon или группа «Самолет», или использовать сервисы сторонних банков по модели BaaS. Второй вариант – получить доступ к банковской платформе как услуге – интересен сотням компаний, у которых нет ресурсов для открытия собственного банка».

Александр Долбнев
директор по работе с финансовым сектором Yandex Cloud (входит в бизнес-группу Yandex B2B Tech)

При таком подходе производители АБС размещают свои решения в облаках, которые проходят соответствующую сертификацию у регуляторов. В результате банки могут вынести большую часть IT-ландшафта в облако, что является разновидностью IT-аутсорсинга, и сфокусироваться на бизнесе, а крупные компании смогут запустить банк в безопасном облаке буквально в кратчайшие сроки, объясняет Долбнев.

«BaaS-платформа – как конструктор: легко собирается в единую структуру в зависимости от требований. Вся продуктовая линейка и разработка бизнес-процессов происходят за пределами АБС, на стороне BaaS-платформы, в которой применяются продвинутые схемы безопасности – ролевые, матричные модели доступа в зависимости от полномочий и каналов, электронные подписи, защита от администраторов и др. А слой UI/UX (пользовательский интерфейс) как раз и остается гибким для реализации актуальных бизнес-идей: мобильные или веб-приложения, чат-боты», – рассказывает Дорофеев.

Облачное будущее

По оценке Иванинского, сейчас доходность рынка BaaS находится в диапазоне 100–300 млрд руб. в год. «Это относительно немного – порядка 10% совокупных доходов российского банковского рынка, а скорее всего, даже меньше, что говорит о нишевости BaaS-модели», – считает эксперт.

Совершенствование законодательства в сфере обмена данными может простимулировать развитие технологии BaaS.

Закон, допускающий использование финансовыми организациями публичных (т. е. не принадлежащих им) облачных сервисов для хранения данных, содержащих банковскую тайну, пока находится в Госдуме на втором чтении. Однако «Цифровая динамика» уже реализовала BaaS-проекты для заказчиков из Киргизии на облачных мощностях «Yandex Cloud Казахстан», а в Сингапуре – в облачных сервисах AWS, говорит Дорофеев.

«В случае принятия закона банки смогут быстрее выходить на рынок и предоставлять свои сервисы, в том числе по бизнес-модели BaaS, так как процесс переезда банка в публичное облако предполагает решение всего комплекса вопросов по безопасному взаимодействию с внешним контуром и способствует технологической трансформации, что упрощает предоставление API банковских сервисов для корпоративных клиентов», – резюмирует он. &