Сергей Левкин: «Нам нужно ставить задачи на десятилетия вперед»

Руководитель департамента градостроительной политики Москвы о стратегии развития города
Пресс-служба департамента градостроительной политики г. Москвы

Москва за последние 10 с небольшим лет изменилась до неузнаваемости. Самые смелые идеи, которые в начале этого пути казались фантазиями футуристов, сегодня воплощены в реальность. Заслуга в этом во многом принадлежит строителям. По динамике развития таких направлений, как транспортное и жилищное строительство, российская столица не только является ориентиром для всей страны, но и входит в число мировых лидеров.

Московская градостроительная отрасль обеспечивает занятость 1 млн человек и влияет на экономику всей страны. Она обеспечивает пятую часть валового регионального продукта (в 2021 г. ее вклад составил 4,6 трлн руб.) и значительно опережает по показателям налоговых поступлений и эффективности труда другие регионы. Так, производительность труда в столице примерно на 18% выше, чем в среднем по стране. Строительство повышает спрос в финансовом и IT-секторах, архитектурном проектировании, производстве стройматериалов и логистике, добавляя им 5,6 трлн руб. выручки и 240 000 рабочих мест.

Москва строит беспрецедентные объемы жилья. В среднем за последние четыре года каждый год вводилось на 13% больше, чем в предыдущий. На столицу приходится десятая часть всех построенных в стране зданий. Однако эта работа не ограничивается возведением жилых зданий. Современный город нельзя представить удобным без социальной инфраструктуры, поэтому за 2011–2023 гг. в городе появилось более 900 социальных объектов. При этом любой объект необходимо связать с инженерными сетями и дорогами. И эти процессы идут с высокой скоростью – одних только линий метро за этот период построено более 180 км. Как признают наши иностранные коллеги, московская транспортная система сегодня образец для всех мегаполисов.

При таких объемах отрасли нельзя обойтись без стратегии, позволяющей не только двигаться от года к году, но и заглянуть как можно дальше в будущее. Идея долгосрочного планирования в виде создания стратегии для строительной отрасли появилась сначала на федеральном, потом на региональном уровне. Наша цель при разработке городской стратегии – поставить амбициозные задачи по развитию мегаполиса как минимум на ближайшее десятилетие.

Так как мы уже прошли этапы создания генплана и первичного решения транспортных проблем, нам предстоит решать более сложные задачи. По итогам обсуждения в городском сообществе, консультаций с профессионалами и консалтинговыми компаниями ключевой целью стратегии стало создание еще более качественной инфраструктуры – цифровой, экологически безопасной, отвечающей передовым мировым тенденциям и реализующей концепцию 15-минутного города (доступность всех необходимых товаров и услуг в пределах 15 минут ходьбы. – «Ведомости&»). Это подразумевает сбалансированное пространственное планирование, современную социальную и надежную коммунальную инфраструктуру, качественное доступное жилье и коммерческую недвижимость высокого класса, развитые транспортные сети, зеленые технологии строительства и эксплуатации зданий.

Для достижения этой цели нам предстоит прежде всего сократить инвестиционно-строительный цикл, повысить качество и снизить стоимость строительства на всех стадиях.

Другими задачами станут развитие кадрового потенциала, рост производительности труда за счет инновационного лидерства. В стратегии есть идея создания единого центра компетенций, который будет заниматься дополнительной подготовкой кадров в соответствии с меняющимися реалиями. Дело в том, что технологическая среда сейчас за год меняется кардинально, кроме того, постоянно нужно реагировать на оперативные решения, которые принимаются на федеральном уровне.

Привлекательность отрасли для кадров должны повысить и другие меры, такие как создание московской платформы для привлечения рабочей силы и мониторинга ситуации на рынке труда, актуализация учебных программ с привлечением практиков из отрасли, устранение барьеров в трудоустройстве выпускников колледжей и вузов.

Очевидно, что основными инструментами реализации всех положений стратегии должны стать инновации, при этом мы понимаем, что нам нельзя бездумно копировать существующие технологии – необходимо адаптировать на нашей почве передовые международные образцы и вырастить свои собственные.

Завершение цифровизации процессов при предоставлении услуг в строительстве позволит сделать согласования еще прозрачнее и быстрее. Активное внедрение таких технологий, как BIM (Building Information Model – цифровое моделирование будущих строений. – «Ведомости&»), робототехника, интернет вещей, изменит строительную отрасль в ближайшие 10 лет: позволит быстрее обрабатывать данные, повысит эффективность ручного труда и в итоге сократит сроки строительства.

Мы понимаем, что мы никогда не обеспечим кадровые потребности отрасли в Москве на 100%. Престиж профессии строителя растет, и к нам сейчас из вузов приходит много классных выпускников-специалистов, но рабочих рук все время не хватает, поэтому мы ищем подходы, позволяющие заместить человеческий потенциал. Задача для BIM и искусственного интеллекта – создание программного обеспечения для проектирования мирового уровня, для интернета вещей – разработка отечественной линейки решений по всем направлениям. Роботы как раз и возместят нехватку рабочих рук. Пока строители используют их у нас в основном для сканирования зданий и лишь частично – для автоматизации строительной техники, но в скором будущем у нас должны появиться, например, беспилотные экскаваторы, роботизированные бетоносмесители, укладчики плитки. Человек будет только контролировать процесс на случай внештатных ситуаций.

В быстро развивающихся мегаполисах самый ценный ресурс после людей – время, поэтому еще одним приоритетом стратегии стало развитие модульного строительства. Был период, когда панели ругали за неинтересность и ограниченность планировок, невыразительный внешний вид, но современные решения позволяют избавиться от этих недостатков и, по нашим подсчетам, как минимум вдвое сокращают сроки строительства. Концерн «Монарх» уже строит модульный завод, на котором будет изготавливаться целая блок-секция этажа с полным набором квартир. Это уникальное предприятие, у которого нет аналогов в мире.

Градостроительная сфера не может жить в вакууме. Без синергии между застройщиком, который является главным драйвером развития города (ведь 80% зданий и сооружений в Москве, включая такие социальные объекты, как больницы и школы, строится за счет внебюджетных средств), и главными нашими заказчиками – жителями достижение целей стратегии невозможно.

Поэтому новым направлением цифровизации становится создание цифрового двойника города. Он представляет собою виртуальную 3D-модель с пятью аналитическими слоями, данными об инфраструктуре, зданиях и коммуникациях на 2500 кв. км городской территории. После создания этой модели реализация строительных проектов в городе ускорится, потому что она позволит нам получать и предоставлять необходимую для строительства информацию всем заинтересованным лицам – и строителям, и жителям – намного быстрее.

В целом, по нашим подсчетам, внедрение новых технологий поможет отрасли снизить трудозатраты минимум вдвое и сократит сроки строительства в среднем на 20–25%, а по некоторым проектам – в несколько раз.

Реализация всех предложенных нами мер позволит выполнить итоговую цель нашей и вообще любой городской стратегии – обеспечить благополучие горожан в одном из лучших мегаполисов мира. &