Банки и брокеры все чаще внедряют роботов-консультантов

Машины не только подскажут, куда и как людям лучше инвестировать, но и сами купят активы
Современные роботы не только консультируют, но и покупают акции и облигации /lukas / unsplash

За последний год банки, брокеры и управляющие компании благодаря развитию мобильных инвестиционных приложений довели число открытых гражданами счетов для инвестиций до 6,14 млн штук. Число людей с такими счетами за год удвоилось и достигло 3,86 млн человек, но менее 10% из них торгуют на бирже хотя бы раз в месяц. Остальным необходима как помощь в освоении азов инвестирования, так и практические советы. Самый подходящий инструктор для массового начинающего инвестора – робот-советник (робоэдвайзер) – специальная программа для формирования оптимального по риску и доходности портфеля и управления им, говорят представители компаний и банков. 

Первые робоэдвайзеры, предоставляющие услуги автоматического управления средствами частных инвесторов, появились в США еще в 2008 г., сейчас их услугами пользуются десятки миллионов человек. В Россию такие роботы-советники пришли лишь в 2016 г., сейчас их услуги клиентам-инвесторам предоставляет не менее десятка брокеров и управляющих, в частности банк ВТБ, «Тинькофф инвестиции», Ситибанк, УК «Финекс плюс», БКС, «Финам» и др. Сбербанк и РСХБ пока работают над такими сервисами, сообщили их представители «Ведомостям».

Каждому по потребностям

Робоэдвайзер анкетирует клиента, выясняя его цели, опыт инвестиций, сумму и срок вложений, желаемую доходность, отношение к рискам, чтобы оценить его риск-профиль, и подбирает подходящую стратегию инвестирования. 

Программа может несколько раз по-разному спросить, как клиент поступит при определенных движениях котировок. Такой опросник нужен, чтобы проверить, понимает ли клиент принципы функционирования рынка и насколько системно относится к рискам, объясняет исполнительный директор Finex Владимир Крейндель: «Важно избежать ситуаций, когда клиент сначала говорит о готовности принимать высокий риск, а по факту при небольшой коррекции спешит продать портфель».

По ответам алгоритм относит клиента к одному из стандартных риск-профилей (обычно их 5–7) и выбирает наиболее подходящие ему инструменты и их доли в портфеле. Учитывается, насколько инструменты соответствуют потребностям клиентов, диверсификация по классам активов, а также контролируется концентрация на один продукт, рассказывает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-капитала» Владимир Брагин.

Пользователю с консервативным профилем робот-советник предложит портфель исключительно из облигаций с высоким кредитным качеством, клиенту с умеренным – сбалансированный портфель из акций и облигаций, а портфель агрессивного инвестора формируется только из акций, приводит примеры исполнительный директор «ВТБ капитал инвестиции» Владимир Потапов. 

Такие советники, как правило, анализируют и могут предложить клиенту только определенный круг инструментов. Например, все эдвайзеры от «Финекса» выбирают исключительно из ETF под его управлением. Другие рассматривают ограниченное количество акций и облигаций. AI-советник «Финама» анализирует около 500 российских и иностранных акций, облигаций и ETF, а робоэдвайзер в «Тинькофф инвестициях» – около 1000.

Пока сервисы работают при участии специалистов, которые формируют стратегии в зависимости от рыночной ситуации и риск-профилей, а алгоритм оптимизирует эту информацию и выдает клиенту конкретные решения, объясняет руководитель управления мониторинга, контроля и развития клиентского сервиса ГК «Финам» Дмитрий Леснов: «Рынок – это динамично меняющаяся среда, поэтому аналитикам необходимо держать руку на пульсе и актуализировать работу робосоветника».

Обучить инвестора 

Розничный инвестор с небольшим чеком, недавно пришедший на рынок в поисках более высокой, чем по вкладам, доходности, не всегда способен быстро разобраться в особенностях его работы и нюансах торговли, да и физически вряд ли успеет отслеживать потоки макростатистики, новости компаний и отчетности, полагает гендиректор УК «Спутник» Александр Лосев. Благодаря эдвайзеру такой клиент может инвестировать и заодно знакомиться с принципами работы на фондовом рынке – роботы-советники часто объясняют причину рекомендации, говорит руководитель департамента методологии «БКС премьера» Айша Кубезова. Если инвестор сам захочет что-то добавить в портфель, «Ситипланнер» Ситибанка оценит пригодность выбранного инструмента для его риск-профиля, горизонта инвестирования и т. д. и в случае ошибки предупредит клиента, привел пример руководитель управления по работе с финансовыми активами Ситибанка Михаил Знаменский.

Рыночные риски роботов

Первый зампред ЦБ Сергей Швецов предупреждал в 2016 г., что действия робоэдвайзеров смогут влиять на рынок. «Мы, как отечественный регулятор, ожидаем в будущем проблем в случаях, когда крупные участники рынка станут выдавать одинаковые советы большому количеству сравнительно мелких инвесторов. Это, вне всякого сомнения, окажет влияние на рынок, ведь залог стабильного рынка – это большое количество инвесторов с разными стратегиями инвестирования. Когда много инвесторов с одинаковой программой, катастрофа весьма вероятна», – рассуждал он.

Основные потенциальные риски связаны с появлением робоэдвайзеров, построенных на едином алгоритме, пояснил «Ведомостям» представитель ЦБ: если все брокеры будут предлагать его своим клиентами, то весь рынок будет действовать одинаково. Но ЦБ пока не видит реализации этого риска, поскольку брокеры разрабатывают собственные алгоритмы: «Для нас очень важно, чтобы у каждого брокера были собственные разработки, которые учитывали бы особенности клиентов как можно глубже, поскольку клиенты разные и потребности у них разные». Практика показала, отметил представитель ЦБ, что многие разработчики осознают проблему так называемой глубины рынка и используют в своих продуктах ограничители такого влияния. Кроме того, поступающие на аккредитацию в СРО программы рассматриваются на предмет контроля за количеством клиентов / объемом средств под управлением стратегии, а также на предмет рандомизации выставляемых в торговую систему поручений на совершение сделок, указал представитель ЦБ.
По мнению участников рынка, робосоветники – все еще новое явление и под их управлением не находится столько активов, чтобы влиять на рынок. Не видят они и особых рисков с точки зрения кибератак. Такие риски есть в любом банковском и брокерском сервисе и в робоэдвайзинге они не выше, чем в других направлениях, говорит Кубезова.

Помощники и управляющие

Сейчас на российском рынке работают два типа советников. Первый – робоэдвайзеры УК, управляющих портфелями клиентов без их участия. Это сервисы «Простые инвестиции» Сбербанка, Yammi «Яндекса», SmartInvest Росбанка и «Финансовый автопилот» от Finex. Все они формируют портфели, используя 16 ETF семейства Finex. В дальнейшем этими портфелями управляет УК «Финэкс плюс» без участия клиентов. Схожий сервис, но на базе своих ПИФов и стратегий ДУ, предлагает УК «Альфа-капитал». 

Другой тип – роботы, интегрированные в брокерские сервисы (есть у ВТБ, «Тинькофф инвестиций», БКС), либо партнерские сервисы, живущие на самостоятельных платформах (дают советы по портфелю, а предложенные ими сделки проводят партнеры-брокеры). Например, робоэдвайзер Right обслуживает «Финам».

Брокерские и партнерские сервисы формируют индивидуальные инвестиционные рекомендации, поэтому регулируются законодательством об инвестсоветниках: они должны быть аккредитованы саморегулируемой организацией (НАУФОР или НФА). 

Эти робоэдвайзеры предлагают портфель, формируют набор поручений на сделки для его формирования, а клиенту лишь остается нажать кнопку «Купить», отправив тем самым распоряжения брокеру. Такой робот-советник постоянно отслеживает состояние портфеля, при необходимости выдает советы по ребалансировке, но все окончательные решения принимает пользователь, подчеркивает Потапов.

Большинство сервисов-эдвайзеров бесплатны. Но при проведении рекомендованных ими сделок брокеры взимают с клиентов стандартные комиссии за сделки (в среднем 0,01–0,3% от суммы сделки), а УК – традиционную комиссию за управление (1–3% от стоимости активов либо 5–15% от прироста активов).

Клиенты некоторых компаний уже распробовали услугу. С момента запуска робоэдвайзера «Тинькофф инвестиций» в июле 2018 г. клиенты купили более 60 000 портфелей (всего, по данным Мосбиржи на декабрь 2019 г., у «Тинькофф» 1,1 млн клиентов). В БКС роботом-советником пользуется почти 20% розничных клиентов, а вот в «Финаме» – менее 1% клиентской базы. Представитель «Финама» объяснил такую долю тем, что его профиль – трейдеры, торгующие самостоятельно.

Риски робоинвестора

Материальная ответственность советника или брокера в таких сервисах не предусмотрена, так как инвестиции на фондовом рынке – это всегда риск, говорит Леснов: «Брокер не может гарантировать доходность и сохранность первоначального капитала».

Робосоветник не несет ответственности и в том случае, если клиент предоставил в анкете недостоверную информацию или его покупки и продажи бумаг не соответствуют риск-профилю, предупреждает представитель «Тинькофф инвестиций».

Инвестиционный советник не гарантирует достижения определенного уровня доходности и не несет ответственности за возможные убытки вследствие снижения рыночных цен, подтверждает вице-президент НАУФОР Екатерина Андреева. Но он несет фидуциарную ответственность – по аналогии с доверительным управляющим, напоминает она: «Это означает, что советник обязан формировать рекомендации, соответствующие инвестиционному профилю клиента, и в случае, если будет доказано иное, клиент может претендовать на возмещение убытков». Другими словами, советник будет нести ответственность за убытки, возникшие в результате рекомендации, не соответствующей инвестиционному профилю клиента, например чрезмерно рискованной, резюмирует Андреева.

Алгоритм робота-советника может не позволить учесть все пожелания и особенности клиента, признает Кубезова. При выборе сервиса она советует обращать внимание на то, как много данных о клиенте выясняет на входе робоэдвайзер для подбора стратегии. 

Как и в любых программах, здесь еще есть риск просчетов разработчика, поэтому важно, чтобы брокеры регулярно адаптировали такие сервисы под происходящие на рынке изменения, указывает Лосев. 

При выборе робота необходимо проверять, можно ли впоследствии перенастроить свой риск-профиль. Если, к примеру, инвестор созрел для большего риска и хочет подобрать новую стратегию, в некоторых случаях ему потребуется продать действующий портфель и с нуля сформировать новый. Так, к примеру, устроены эдвайзеры от Finex. 

Любой робот-советник – это конвейер, говорит международный финансовый консультант Исаак Беккер: быстро и качественно, но не хватает личного подхода. По его мнению, робосоветник прекрасно решает стандартные задачи – например, за 10 лет накопить на обучение ребенка: подскажет, сколько и когда именно вкладывать, будет следить за деньгами при минимальных затратах и проч. «Но если у вас есть несколько задач, если вы затрудняетесь с тем, с какой суммы начать откладывать, допустим, на пенсию, а сколько денег держать в качестве семейного резерва, то прежде лучше переговорить с живым консультантом и определиться в приоритетах», – рекомендует Беккер.

Другие материалы в сюжете