Закон о торговле отдал предпочтение импортным товарам

Розничные сети не смогут требовать с российских производителей более чем 10%-ную премию за объем – такая норма содержится в новых правительственных поправках к законопроекту о торговле. Поскольку на иностранных поставщиков ограничение не распространяется, торговцы предпочтут торговать импортом, предупреждают участники рынка
Правительство неловко пытается помочь отечественному производителю/ М.Стулов

В поправках, которые правительство вчера внесло в Госдуму ко второму чтению законопроекта о торговле (копия документа есть у «Ведомостей»), ритейлеров ждет новый сюрприз: вводится ограничение премий, выплачиваемых за «приобретение у поставщика определенного количества продовольственных товаров». Это обычная практика: продав оговоренный заранее объем товара, сеть требует у поставщика премию (или скидку на новые партии товара). По итогам совещания у первого вице-премьера Виктора Зубкова, где обсуждались поправки, было решено, что для товаров, произведенных в России, премия за объем не может превышать 10%, а для «социально значимых» она не допускается в принципе (правительство в случае необходимости может составить список таких товаров и ограничить на них цену на три месяца). А вот при покупке товаров, произведенных не на территории России, таких ограничений для сетей не предусмотрено.

Заботясь о защите интересов российских производителей, авторы поправок фактически создают условия, в которых иностранные компании получают преимущество, считает главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис: работать с их продукцией ритейлерам будет выгоднее. Идею полной отмены премии за объем по социально значимым товарам он называет абсурдной: «Чем большую объемную скидку ритейлер получает от поставщика, тем дешевле эта продукция в магазинах». «Хотели как лучше, получилось как всегда», – цитирует Виктора Черномырдина совладелец «Виктории» Николай Власенко: поправка усложнит продвижение российской высокомаржинальной продукции и новинок и упростит вход на российский рынок продукции из стран ближнего зарубежья, предупреждает он.

По словам Власенко, 10% – это средневзвешенная премия по рынку. Хасис добавляет, что скидки на объем достигают 15–20%.

Сейчас поставщики алкоголя платят ритейлерам премии в 5–15%, рассуждает директор по производству группы «Русский алкоголь» Кайрат Жангозин, но если после запрета сетям будет невыгодно работать с определенной продукцией, то поставщикам придется искать обходные схемы, предупреждает он.

Новому ограничению поставщики тоже не рады. Нельзя принимать разные правила игры для российских и иностранных производителей, недоволен председатель совета директоров «Вимм-билль-данна» Давид Якобашвили: «Все должны быть в одной лодке – нужно либо отменить ограничение на премии, либо ввести его для всех». Иначе сетям российская продукция станет неинтересна, они переориентируются на иностранную, объясняет он. По словам Якобашвили, его компания готовит письмо к правительству с просьбой изменить решение по премиям.

Опасения участников рынка преувеличены, считает чиновник правительства, участвовавший в согласовании поправок. Снижение премий до 10% не сделает отечественные товары менее интересными для ритейлеров, так как размер оптовой скидки не является определяющим фактором хороших продаж марки в магазинах, полагает Андрей Гуров, гендиректор компании «Инфолинк» (производитель и дистрибутор макаронных изделий).

Законопроект будет дополнен предложенными правительством поправками, говорит зампред комитета по экономполитике Госдумы (руководит рабочей группой по подготовке закона) Андрей Голушко, после чего он будет направлен на согласование в администрацию президента. Депутаты попросят правительство скорректировать эту норму, обещает один из членов рабочей группы.

По словам Голушко, комитет по экономполитике будет рассматривать законопроект не раньше конца следующей недели.