Обама отказался от планов вернуться на Луну

Президент США представил проект бюджета на 2011 финансовый год рекордным объемом в $3,8 трлн, но предложенный им секвестр стабилизирует госфинансы ненадолго.
Д.Гришкин

Президент США Барак Обама в понедельник представил проект бюджета на 2011 г. - он должен достигнуть исторического максимума в $3,8 трлн. Дефицит государственных финансов после прохождения своего пика в $1,6 трлн в 2010 г. должен сократиться до $1,3 трлн. Однако, несмотря на все усилия и увертки, администрации Обамы сократить дефицит удастся лишь ненадолго - к концу десятилетия он опять увеличится до $1 трлн из-за выхода на пенсию поколения беби-бумеров.

Согласно направленному Обамой в Конгресс проекту бюджета, в абсолютных показателях дефицит бюджета достигнет своего пика в 2010 г. - $1,556 трлн, или 10,6%. Это даже больше дыры в размере $1,413 трлн в 2009 г. В представленном проекте бюджета на 2011 г. заложено снижение дефицита бюджета до $1,3 трлн. К 2014 г. власти рассчитывают сократить его до $706 млрд. "В долгосрочной перспективе мы не можем рассчитывать на устойчивый и продолжительный рост экономики, не наведя порядок в бюджете", - заявил Обама в бюджетном послании Конгрессу, которому предстоит утверждать представленный проект бюджета на 2011 г.

Оборонный бюджет США избежит секвестра и даже увеличится на 2% до $708 млрд. Обама запросил у законодателей дополнительные $33 млрд на ведение боевых действий в Афганистане и Ираке этом году (ранее было запрошено $129,6 млрд). В проекте бюджета на следующий финансовый год на эти цели заложено $159 млрд. С 2001 г. по декабрь 2009 г. две военные кампании вытянули из американской госказны более $1 трлн, сообщало бюджетное управление Конгресса США. При этом в представленном сегодня же четырехлетнем оборонном прогнозе Пентагон отмечает, что "региональные вооруженные конфликты" более не должны рассматриваться как главные или первичные факторы реализации оборонной политики. Вместо этого выдвигается тезис о множественности угроз, включающих в себя и террористические атаки, и кибератаки, а также распространение ядерного оружия.

Отказавшись от сокращения военных расходов, администрация Обамы намерена сводить концы с концами за счет замораживания роста второстепенных расходов и введения специального налога на банки. Ожидается, что эти меры позволят в ближайшие 10 лет увеличить доходы бюджета на $250 млрд и $90 млрд соответственно. Отмена налоговых преференций для нефтяных, газовых и угольных компаний должна увеличить поступления в госказну на $40 млрд за тот же срок. Отказ от продления сокращения налогов на обеспеченные домохозяйства (с доходом свыше $250 000), проведенного в 2001 и 2003 гг., должен увеличить доходы бюджета на $678 млрд в ближайшее десятилетие.

Если экономика будет восстанавливаться в соответствии с ожиданиями американской администрации, к 2013 г. дефицит бюджета США составит 5% ВВП, а к 2015 г. снизится до 3% ВВП. С 2015 по 2018 г. объем дефицита стабилизируется на отметке в $800 млрд, но затем снова начнет расти. В 2020 г. расходы США будут превышать доходы на $1 трлн. В целом же согласно проекту совокупный дефицит бюджета США в 2011-2020 гг. превысит $8,5 трлн. Вслед за дефицитом будет расти и уровень госдолга - с нынешних 64% ВВП до 73% в 2015 г. и 77% - в 2020-м.

Прогнозируемый к концу десятилетия рост бюджетного дефицита связан с уходом на пенсию поколения так называемых беби-бумеров, то есть людей, появившихся на свет в послевоенный период пика рождаемости. Тогда расходы на льготное медицинское обслуживание и на социальные траты увеличатся. Впрочем, есть вероятность, что к тому моменту работать с этим придется уже не Обаме. Пока же бюджетный дефицит растет – в частности, из-за объемного пакета мер по стимулированию создания рабочих мест. Борьба с безработицей, уровень которой превышает 10%, останется одним из основных приоритетов и в 2011 финансовом году наряду с повышенными расходами на образование и научные исследования и разработки. Все это оставляет лишь один вопрос: каким образом американский президент собирается выполнить свое обещание снизить бюджетный дефицит наполовину к 2013 г.?

Именно так экономические вопросы превращаются в политические, замечает WSJ. Представители республиканской партии заявили, что не станут сотрудничать с Обамой в вопросах снижения бюджетного дефицита, и однозначно выступили против увеличения налогов. Однако при этом республиканцы не поддерживают инициативу демократов по сохранению федерального софинансирования расходов отдельных штатов на программы льготного медицинского обслуживания малоимущих ($25 млрд).

В президентской администрации буквально под лупой рассматривают каждую строчку бюджета. На официальном сайте администрации уже заявлено, что в предложенном президентом проекте урезаны расходы на более чем 120 программ, включая инициативу NASA по новой высадке человека на Луне. Начиная с октября это поможет сэкономить $20 млрд. Среди других урезанных программ — консолидация 38 образовательных программ в 11, отказ от одной из программ грантов и от расходов на одну из программ поддержки национальных парков, а также от налоговых льгот малоимущим гражданам и от расходов на преобразование старых заводов и шахт. Впрочем, последние два пункта предлагались Обамой еще в прошлом году и были проигнорированы Конгрессом.