Статья опубликована в № 2553 от 01.03.2010 под заголовком: Все в бензин

Игорь Сечин заставит нефтяников производить больше бензина

Россия должна производить больше топлива лучшего качества, решил вице-премьер Игорь Сечин. В лицензиях на добычу вскоре могут появиться пункты об обязательной переработке сырья и его продаже на бирже, а поставки нефти на НПЗ получат преимущество перед экспортом
С.Петров
Главный стимул

Минэнерго предложило дифференцировать ставки экспортной пошлины и акцизов на нефтепродукты в зависимости от их качества: чем оно выше, тем ниже налог. Идея обсуждается более пяти лет. С прошлого года чиновники думают уравнять ставки пошлин на светлые и темные нефтепродукты.

В январе Сечин собрал чиновников и руководителей пяти ведущих нефтяных компаний, чтобы обсудить будущее нефтепереработки (копия протокола совещания есть у «Ведомостей»). В числе «стратегических задач» в документе названы «удовлетворение потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах» и «расширение присутствия российских компаний на зарубежных топливных рынках».

Больше топлива

В лицензионных соглашениях на добычу нефти вскоре могут появиться пункты об обязательной «переработке сырья на российских заводах или зарубежных НПЗ» недропользователя. Проработать вопрос поручено Минприроды (МПР), Минэнерго и Минэкономразвития, сказано в протоколе. «Мы уже отправили ответ в Минэнерго», – рассказал директор департамента МПР Денис Храмов. Его министерство готовит поправки в закон «О недрах». Суть – в проведении инвестиционных конкурсов на недра, когда компания вместе с лицензией берет на себя определенные обязательства, рассказывает Храмов: это может быть и строительство НПЗ, и переработка определенного количества сырья, добытого на месторождении.

Эта мера лишена смысла, говорит топ-менеджер нефтяной компании: конъюнктура такова, что все и так стараются по максимуму загрузить НПЗ. В 2009 г. в России переработано 235,7 млн т нефти, что соответствует средней загрузке в 88%, посчитал аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров.

В лицензиях может появиться и обязательство о продаже «определенного объема» добытой нефти на товарно-сырьевых биржах, сказано в протоколе. Этот пункт будет распространяться на тех, у кого нет собственной переработки, полагает гендиректор «Ассонефти» Елена Корзун: «Если биржевая торговля будет работать, для малых компаний это только плюс, ведь появится гарантированный рынок сбыта».

НПЗ может стать больше (министерства должны оценить необходимость их строительства в регионах с дефицитом топлива), а поставлять нефть на них должно стать проще (например, чиновники и РЖД изучают стимулирование поставок на российские заводы).

Кроме того, у поставок нефти для переработки будет приоритет перед экспортом. Эту льготу Минэнерго хочет распространить не только на российские НПЗ, как предлагала антимонопольная служба, но и на зарубежные заводы, в которых есть доля россиян (не меньше блокпакета). Это выгодно для «Лукойла» (владеет 49% итальянского ISAB, 45% голландского ТRN, заводами в Болгарии, Румынии и на Украине), «Газпром нефти» (сербский NIS), «Зарубежнефти» (НПЗ в Боснии), отмечает аналитик Банка Москвы Денис Борисов. А «Сургутнефтегаз» не сможет пользоваться приоритетом для поставок сырья на венгерский MOL (доля – 21%).

Лучше качество

Сначала нужно повысить глубину переработки сырья, а уж потом думать, как заставить нефтяников производить больше топлива, рассуждает чиновник ведомства, участвующего в дискуссии.

За качеством нефтепродуктов Сечин решил следить отдельно. Например, были поддержаны предложения Минэнерго о лицензировании деятельности по производству нефтепродуктов (пока не будет разработан регламент о безопасности НПЗ), а также об административных наказаниях за нарушение техрегламента о качестве топлива. Одобрен и план по налоговому и таможенному стимулированию производства продуктов более высокого качества (см. врез).

Сечин поручил ведомствам проанализировать качество продукции мини-НПЗ («при необходимости с участием правоохранительных органов»), а также изучить планы компаний по модернизации заводов. Самое главное – налоговое стимулирование, но о нем говорят уже несколько лет, «а воз и ныне там», отмечает Борисов. Единственное решение из принятых на сегодня – техрегламент по качеству топлива, предполагающий переход к стандарту «Евро-3» с 2011 г., говорит эксперт.

Нефтяные компании не обсуждают предложения чиновников: «Роснефть», «Лукойл», ТНК-BP и «Газпром нефть» от комментариев отказались, а представитель «Сургутнефтегаза» сказал лишь, что главный критерий для компании – экономическая целесообразность. Минэнерго, Минфин и Минэкономразвития на запросы «Ведомостей» не ответили.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать