Правительство поможет автопроизводителям покупать активы за рубежом

Правительство готово помогать российским автомобильным компаниям не только рассчитываться с долгами, но и приобретать зарубежные активы
С.Портер

В четверг правительство рассмотрит концепцию развития автопрома до 2020 г., разработанную Минпромторгом. «Ведомостям» удалось ознакомиться с этим документом. Минпромторг констатирует: отрасль находится в удручающем состоянии. Традиционные автозаводы («АвтоВАЗ», группа ГАЗ и «Камаз») работают на изношенном оборудовании, испытывают нехватку средств и не имеют современных технологий. Сборочные предприятия («Соллерс» и проч.) и заводы иностранных автоконцернов недостаточно производят и не занимаются разработкой новых моделей. При этом усилия правительства по привлечению в Россию ведущих иностранных производителей оказались недостаточными для «полноценного развития» автопрома, отмечается в концепции.

Впрочем, Минпромторг считает, что уже к 2015 г. российский автопром способен выбраться из кризиса. К 2020 г. объем производства автомобилей в России вырастет более чем в пять раз до 3,15 млн штук.

Чтобы вытащить автопром из ямы, до 2020 г. нужно инвестировать в отрасль 627,3 млрд руб., подсчитал Минпромторг. Из них 225,4 млрд руб. – уже в 2011–2012 гг. Средства должны изыскать сами компании. Но государство готово предоставлять им субсидии и госгарантии, а также финансировать НИОКР.

Наконец, Минпромторг предлагает «рассмотреть участие государства в покупке активов за рубежом при условии наличия мотивированного предложения и экономической целесообразности». Это диктуется логикой рынка: российским компаниям нужен доступ к технологиям, а наиболее реальный способ получить его заключается в покупке компаний, обладающих этими технологиями, объясняет чиновник Минпромторга. Предложение о поддержке российской экспансии предполагает не бюджетное финансирование, а использование государственных институтов развития. «Очевидно, что сегодня ни один коммерческий банк не может предоставлять долгосрочное финансирование на приемлемых условиях. Их роль должны взять на себя государственные институты», – пояснил чиновник. Кредитором мог бы стать ВЭБ, а горизонт кредитования должен быть не более пяти лет. «Мы работаем с Минпромторгом по данной теме, – подтверждает представитель ВЭБа Андрей Мазуров. – Развитие машиностроения является одним из ключевых направлений Банка развития».

Представители «АвтоВАЗа», группы ГАЗ и «Соллерса» заявили «Ведомостям», что никого покупать не собираются. В декабре в материалах к парламентским слушаниям программы развития автопрома указывалось, что в ближайшие несколько лет «Камаз» может купить иностранного производителя за 154 млрд руб. Гендиректор «Камаза» Сергей Когогин уверял тогда, что его компания покупок не планирует. Представитель «Камаза» вчера от комментариев отказался.

Российским автопроизводителям нужно быстро ликвидировать технологическое отставание, отмечает руководитель автомобильной практики Ernst & Young Иван Бончев. Покупка иностранных компаний не лишена смысла. Так можно быстро получить доступ к технологиям, этим путем уже идут китайские компании, говорит эксперт.