Минфин одержал бюджетную победу над Минэкономразвития

Премьер Владимир Путин одобрил идею Минфина верстать бюджет по программно-целевому принципу. Но как писать программы, чиновники пока не решили. Методологию Минэкономразвития подготовит до конца апреля
ИТАР-ТАСС

Совещание о долгосрочных целевых программах (ДЦП) председатель правительства Владимир Путин провел поздно вечером во вторник. Премьер поддержал предложенный Минфином программно-целевой принцип составления бюджета, рассказали «Ведомостям» сотрудники аппарата правительства и Минэкономразвития. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков это подтвердил.

Сейчас только 15% бюджетных расходов финансируется через федеральные целевые программы, остальные группируются по функциональному принципу (содержание армии, бюджетных учреждений, дорог и т. п.). Затем ведомства тратят эти деньги.

Перейти на программно-целевой метод, когда весь бюджет состоит из ДЦП (более длительные и масштабные по сравнению с ФЦП), Минфин предложил в программе повышения эффективности бюджетных расходов. Одобрить ее правительство собиралось 18 марта, однако обсуждение отложили: документ не согласовали другие ведомства. Программа предусматривает изменение внешнего образа бюджета без изменения процедур определения целей расходов и оценки их эффективности, критикует проект Минэкономразвития (копии таблиц с разногласиями и самой программы есть у «Ведомостей»). Не все расходы нуждаются в программировании, говорил «Ведомостям» замминистра Олег Савельев. Минфин предлагает верстать по-новому бюджет уже 2012 г., но программно-целевой принцип требует другой культуры управления и торопиться нельзя, добавлял он. Это возврат к опыту СССР 1960-х гг., что усилит разрыв в уровне стратегического планирования между развитыми странами и Россией, писал председатель Счетной палаты Сергей Степашин вице-премьеру Сергею Собянину.

Хотя переход на программно-целевой метод поддержан, ясности, как писать программы, нет, признается чиновник аппарата правительства, методологию утвердят постановлением или распоряжением правительства, которое подготовит Минэкономразвития. Как и хотел Минфин, по новому методу планируется верстать бюджет уже 2012 г., а при подготовке бюджета 2011 г. программно-целевая классификация расходов будет подготовлена в виде приложения, объясняет правительственный чиновник (это подтверждает представитель Минфина). «Скорее всего, в программы станут включать не только бюджетные, но и внебюджетные расходы», – добавляет он: таким образом, бюджет будет лишь одним из инструментов достижения целей. Действующие ФЦП должны остаться в бюджете до конца сроков их реализации, отмечает чиновник Белого дома.

Возможно, внебюджетные источники будут включены не в долгосрочные программы, а в приложения к ним, рассказывает сотрудник Минэкономразвития. Министерство уже сформировало принципы написания программ, но детали прорабатываются, отмечает он: «Концептуальный подход такой – работать с социально-экономическими целями, которые нужно достигнуть, а не с расходами, как предлагал Минфин». Методология будет готова до конца апреля, обещает чиновник. Реформа окажется эффективной, если цели будут не только утверждаться, но и разрабатываться правительством, а за их невыполнение последует жесткое наказание, считает сотрудник Минфина: «Например, чиновников лишат премий, которые являются значительной частью их заработка».

Судьба самой программы повышения эффективности бюджетных расходов пока не ясна. Вопрос не обсуждался на совещании, говорит чиновник Минэкономразвития. К ней много замечаний, Минфин ее переписывает, уточняет чиновник аппарата правительства. «Создана рабочая группа. Программа находится в стадии рассмотрения», – подтверждает представитель Минфина.

Программно-целевой метод составления бюджета должен повысить эффективность расходов казны, считает Елена Лебединская из Экономической экспертной группы, такой подход не первый год успешно применяется во Франции. Метод все же должен быть универсальным, уверена Наталья Акиндинова из Центра развития ГУ-ВШЭ. Не все расходы можно увязать с конкретными целями, объясняет она: «Например, сложно подобрать адекватные целевые показатели для расходов на армию в мирное время».