Ходорковский и Лебедев могут получить меньше ожидаемого

Прокурор обещала учесть последние поправки в уголовное законодательство, смягчившие ответственность по части 4 статьи 174 УК.
AP

Максимальное наказание для экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева, обвиняемых по второму уголовному делу в хищении 350 млн тонн нефти, может составить 15 лет, а не 22 года. Такой вывод можно сделать из заявления представителя обвинения прокурора Гюльчехры Ибрагимовой, сделанного в четверг в ходе прений сторон в Хамовническом суде Москвы.

В своем выступлении Ибрагимова отметила, что, запрашивая наказание для Ходорковского и Лебедева, прокуратура будет учитывать последние поправки в уголовное законодательство, смягчившие ответственность по части 4 статьи 174 УК (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем). Теперь данное преступление считается не особо тяжким, а просто тяжким и срок наказания по нему 10, а не 15 лет.

Ранее адвокаты подсудимых говорили, что в случае, если суд примет во внимание эти поправки, Ходорковскому и Лебедеву будет максимально грозить до 15 лет лишения свободы, а не до 22 лет, как это предусматривала старая версия статьи. До окончания выступления стороны обвинения адвокаты подсудимых не комментируют выступления представителей прокуратуры.

Ибрагимова также сообщила, что ее выступление продлится около четырех дней. Таким образом, какого именно наказания для экс-главы ЮКОСа и бывшего руководителя МФО "Менатеп" запросит обвинение станет известно не ранее следующей недели.

В ходе своего выступления гособвинитель констатировала, что вина Ходорковского и Лебедева нашла свое подтверждение в ходе судебного процесса, в том числе в представленных гособвинением доказательствах. А затем приступила к оглашению эпизода, связанного с хищением 38% акций ВНК стоимостью свыше 3 млн руб. "Анализ собранных доказательств позволяет прийти к однозначному выводу о виновности подсудимых", - сказала Ибрагимова (цитата по РАПСИ).

Как сообщает пресс-центр Ходорковского и Лебедева, гособвинитель заявила, что под видом договоров купли-продажи акции ВНК были похищены, а план этой операции разрабатывался «под руководством Лебедева и Ходорковского». Своих преступаных замыслов подсудимые достигли, "умышленно" занизив стоимость акций компаний ВНК и завысив - ЮКОСа. «В результате был произведен неравноценный обмен», - констатировала прокурор. «Таким образом, с использованием своего служебного положения, с корыстной целью, подсудимые завладели акциями ВНК, причинив крупный ущерб. Кроме того, причинили ущерб миноритарным акционерам. Своими действиями Ходорковский и Лебедев совершили присвоение в составе организованной группы в крупном размере, то есть предусмотренное по статье 160 УК», - зачитала Ибрагимова. Затем, по ее словам, подсудимые совершили действия, направленные на невозвращение имущества собственнику, то есть легализацию имущества.

В начале сентября The Wall Street Journal со ссылкой на адвокатов Ходорковского писала, что в ходе процесса его защита намерена в том числе атаковать аудиторскую компанию PricewaterhouseCoopers LLP, которая отозвала аудиторские заключения по финансовой отчетности ЮКОСа под давлением российских властей. Защитники экс-главы ЮКОСа утверждают, что таким образом PwC хотела защитить свой бизнес в России и избежать уголовного преследования сотрудников российского офиса. Через американский суд они требуют от PwC документы о принятии решения об отзыве заключения и пытаются лишить лицензии аудитора, подписавшего документ.

Накануне Хамовнический суд разрешил Ходорковскому и Лебедеву дать интервью журналистам «Новой газеты». Оно станет первым легальным и очным интервью Ходорковского и Ледбедева.