Дмитрий Медведев уменьшил срок Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву

Ходорковскому и Лебедеву грозит уже не 22,5, а 15 лет лишения свободы по обвинению в хищении нефти. Прокурор обещает учесть президентские поправки

Гособвинение по второму делу экс-владельцев ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева будет просить для подсудимых наказание с учетом внесенных недавно в Уголовный кодекс изменений, смягчающих наказание за экономические преступления, сообщила прокурор Гульчехра Ибрагимова в Хамовническом суде, где вчера начались прения сторон.

Принятые весной президентские поправки в УК перенесли одну из вмененных Ходорковскому и Лебедеву статей – «легализация (отмывание) средств, нажитых преступным путем» (174.1) – из категории «особо тяжкие преступления» в категорию тяжких. Максимальное наказание по ней снизилось на пять лет – с 15 до 10. По закону суммарный срок наказания может превысить максимальный размер не более чем в полтора раза, говорит адвокат Ходорковского Юрий Шмидт, таким образом, самое строгое наказание, которое им грозит, – 15 лет лишения свободы. Это не доброта прокуроров, у них выбора нет, уточнил другой защитник Ходорковского – Вадим Клювгант.

Гособвинение считает вину Ходорковского и Лебедева доказанной, заявила Ибрагимова. Большая часть ее заключительной речи совпала с обвинительным заключением.

Получив 54% акций ВНК, Ходорковский и Лебедев похитили еще 38% акций под видом договора мены их на акции ЮКОСа. Затем легализовали их, совершив еще ряд фиктивных сделок с подставными компаниями. Следствие считает данные на суде показания Ходорковского – что решение об обмене акций ВНК на акции ЮКОСа принималось управляющей организацией «Роспром», он же одобрил решение как акционер ЮКОСа и руководитель головной компании – косвенным признанием вины.

Слова Лебедева о том, что до 2000 г. он вообще ничего не знал об этих сделках, обвинение признало не соответствующими действительности: в совещаниях у Лебедева принимали участие руководители «дочек» ВНК – значит, не мог не знать.

В своем выступлении прокуроры не учли ничего из того, что было сказано во время судебного следствия, возмущается Шмидт, но удивляться нечему: настоящие прения могут быть только в суде присяжных. Все, что происходит в обычном суде, просто декорация.

Подводить итоги судебного следствия прокуроры будут несколько дней, прогнозирует Ибрагимова. О том, какого наказания потребует обвинение для Ходорковского и Лебедева, станет известно на следующей неделе.