Налоговая служба отказывается от половины выездных проверок

Михаил Мишустин обещает практически отказаться от выездных проверок бизнеса и сосредоточиться на дистанционных методах контроля. Реальностью это может стать лишь для малого бизнеса

С 2003 по 2010 г. охват налогоплательщиков выездными проверками сократился с 11,5 (1,355 млн мероприятий) до 0,8% (75 500), а в I квартале 2011 г. этот показатель составил всего 0,2%, рассказал руководитель Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мишустин на конференции Ernst & Young «Налогообложение в странах СНГ».

«Тенденция не просто к уменьшению, а к тому, чтобы мы совсем ушли в аналитику, в камералку и не выходили [обратно к выездным проверкам], – заявил он. – Я настраиваю на это коллектив, и мы все больше к этому двигаемся» (цитата по «Интерфаксу»).

По словам Мишустина, малый бизнес выездные проверки уже практически не затрагивают, а в 2010 г. на него пришлось лишь 20% всех проверок (15 600).

Мишустин сообщил «Ведомостям», что совсем отказываться от выездных проверок ФНС не собирается, но в план попадут лишь те налогоплательщики, у кого предварительный анализ выявил признаки налоговых правонарушений. Зная, что можно избежать выездной проверки, налогоплательщики станут самостоятельно уточнять свои налоговые обязательства, рассчитывает Мишустин: для этого ФНС публикует и регулярно актуализирует критерии самостоятельной оценки рисков (впервые опубликованы в 2007 г. – «Ведомости»). Сейчас их 12, среди них среднеотраслевая рентабельность, налоговая нагрузка, типовые схемы ухода от налогов.

С 2007 г. налоговики могут проводить лишь одну выездную проверку за период (не считая встречных и повторных), а также не более двух любых проверок одного налогоплательщика за год. По статистике ФНС, эффективность выездных проверок растет по мере снижения их числа. В 2000 г. при каждой из 1,36 млн проверок налоговики доначисляли в среднем 188 000 руб., в 2005 г. – 1,6 млн руб. при 220 000 проверок, в 2009 г. – 4,2 млн руб. при 86 000.

Полностью отказаться от выездных мероприятий невозможно, соглашается с Мишустиным руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов: во время камеральной проверки не проведешь осмотр помещений на предмет наличия приобретенного товара, не всегда получится опросить свидетелей, например гендиректоров фирм-однодневок. Выездные проверки – практически единственный способ контроля деятельности за большой период времени по всем видам налогов и сборов, добавляет юрист юркомпании «Налоговик» Роман Терехин: камеральные проводятся по одному из налогов, когда подана декларация.

В случае с крупными компаниями ФНС от выездных проверок никуда не уйдет, считает директор судебного департамента «ТНК-ВР менеджмента» Эдуард Годзданкер. В ТНК-ВР все последние годы выездные проверки проходят стабильно – раз в два года, рассказывает он: правда, изменилось качество работы – если раньше основное внимание уделяли общим вопросам налогообложения, то теперь больше изучают технологические особенности бизнеса, например квалификацию работ на скважине в качестве ремонта или реконструкции.

Количество проверок малого бизнеса действительно сокращается, говорит президент «Опоры» Сергей Борисов. Но для определенных категорий налогоплательщиков их можно убрать вовсе – например, для применяющих упрощенную систему налогообложения, полагает он: в таком случае проверки перестанут довлеть примерно над 90% малого бизнеса.

По данным ФНС, в 2010 г. выездными проверками охвачено лишь 0,3% налогоплательщиков, применяющих специальные режимы.

Средний и малый бизнес нельзя оставлять совсем без внимания налоговиков, замечает Зарипов. Охват выездными мероприятиями менее 1% налогоплательщиков – показатель на уровне европейских стран, но в Европе гораздо меньше фирм-однодневок, заключает он.