Статья опубликована в № 3132 от 28.06.2012 под заголовком: Опасная чистота

Налоговые стимулы для нефтяников грозят сокращением дорожных фондов

Из-за стремления правительства повысить качество бензина может снизиться качество дорог: налоговые стимулы для нефтяников грозят сокращением дорожных фондов
J.DIRECTO / AFP

С 1 июля топливные акцизы вырастут: акциз для бензина класса «Евро-3» увеличится с 5,6 руб. в пересчете на литр до 5,99 руб., ставка для более экологичного «Евро-4» останется неизменной – 5,18 руб., а для «Евро-5» снизится до 3,9 руб. В 2013 г. сборы с менее экологичного топлива продолжат расти: ставка для «Евро-3» составит 7,41 руб., для «Евро-4» – 6,5 руб., сбор с «Евро-5» останется неизменным.

Нефтяники собираются экономить на акцизах. «Лукойл» с 1 июля переходит на производство топлива стандарта «Евро-5», в 2012 г. компания рассчитывает сэкономить $200 млн, а в 2013 г. – уже $460 млн.

Омский НПЗ перешел на «Евро-5» в 2012 г., московский НПЗ выпускает «Евро-4», а на «Евро-5» перейдет в 2013 г., говорит представитель «Газпром нефти», о том, сколько компания экономит на акцизах, он не говорит.

Саратовский НПЗ и «Ярославнефтеоргсинтез» переходят на выпуск «Евро-5» с 1 июля, Рязанская нефтеперерабатывающая компания продолжит выпускать и «Евро-4», говорит представитель ТНК-ВР, но какой будет экономия, не знает.

Акцизы – основной источник наполнения региональных дорожных фондов, а на них приходится свыше 80% дорожного финансирования, напоминает директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Дорожные фонды в регионах формируются с 2012 г., регионам причитается 77% топливных акцизов, в 2013 г. – 72%.

Прежде регионы исходили из того, что акцизы будут расти на 1 руб. с литра в год в 2011–2013 гг. С учетом инфляции и НДС сборы с литра бензина «Евро-5» выросли бы на 3,48 руб. к 2013 г., но из-за дифференциации ставок рост составит всего 92 коп.; с литра дизтоплива «Евро-4» – 2,81 руб. против 3,22 руб., дизтоплива «Евро-5» – 2,36 руб. против 3,22.

В общей сложности из-за дифференцированных ставок топливных акцизов и перехода на «Евро-4» и «Евро-5» дорожные фонды в 2013–2015 гг. недосчитаются 101,8 млрд руб., больше всего потеряют регионы – 73,3 млрд руб., указано в докладе Росавтодора к заседанию бюджетного комитета Совета Федерации. Выпадающие доходы вырастут с 19 млрд в 2013 г. до 53,4 млрд к 2015 г., говорит федеральный чиновник: «Автомобилист будет нести расходы на заправке, а пропорциональной отдачи от них не почувствует».

Снизится не только объем дорожных фондов регионов, но и федеральные субсидии на строительство подъездов к сельским дорогам, которые с 2015 г. должны индексироваться в зависимости от сборов топливных акцизов, указывает Росавтодор.

Расходы на дорожное строительство и так не удовлетворяют нормативам: финансирование ремонта и содержания федеральных трасс достигнет нормативных объемов лишь в 2014 г. В регионах до сих пор далеко не везде приняты сами нормативы, по оценкам ассоциации «Радор», в 2011 г. выделялось лишь 10,7% нормативных потребностей, план на 2012 г. – 15,1%.

Нагрузка на пользователей дорог должна расти в соответствии с принципом «сколько ездишь – столько платишь», указывали эксперты, обновлявшие Стратегию социально-экономического развития России до 2020 г.: топливные акцизы необходимо повышать – минимум на 1 руб. в год, а в перспективе подумать о введении налога за километр, который будет взиматься по GPS-«Глонасс»-треку. В лучшем случае общие расходы на дороги могут достигнуть 1,6% ВВП, а с учетом накопившихся проблем для развития качественной дорожной сети нужно намного больше – хотя бы 2,5–2,6% ВВП в год, предупреждает Блинкин.

«За любые стимулы, если они работают, должен кто-то платить», – считает чиновник Минфина: сокращение поступлений в дорожные фонды поможет повысить эффективность расходования средств.

Намного более важным для нефтяников было введение единых топливных техрегламентов и подписание соглашений о модернизации нефтепереработки с Минэнерго, Федеральной антимонопольной службой, Ростехнадзором и Росстандартом, замечает аналитик Номос-банка Денис Борисов, а дифференцированные ставки акцизов стали для нефтяников не стимулом, а скорее приятным бонусом.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать