Минэкономразвития обвинило ЦБ в торможении экономики

Министерство экономического развития обвинило Центральный банк в торможении экономики. Повышение ставок сдержало не инфляцию, а кредитование реального сектора, утверждает замминистра Андрей Клепач

Повышение ставок ЦБ не оказало и не могло оказать влияния на рост цен: инфляция не разгоняется кредитованием, избытка ликвидности не видно, солидарен с Клепачем главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. А его коллега из HSBC Александр Морозов считает решение Центробанка не только обоснованным, но даже запоздалым. И слишком преждевременно делать вывод о влиянии роста ставок ЦБ на снижение кредитования, эта связь не прямая, отмечает он. Должно пройти несколько месяцев, согласен экономист ING Дмитрий Полевой. Кредитование тормозит из-за неопределенной ситуации с мировой и российской экономикой, а также из-за роста стоимости денег, который начался с января, продолжает он. С начала года ставки по рублевым кредитам увеличились с 9,2 до 10% (данные ЦБ без учета Сбербанка).

Рост ВВП в сентябре составил 2,5% в годовом выражении, сообщил оценку Минэкономразвития Клепач, в сравнении с сентябрем – 0,4% (сезонность устранена; цитаты по «Интерфаксу»). За 9 месяцев ВВП вырос на 3,8% по отношению к январю – сентябрю 2011 г. Годовой рост экономики притормаживает – в августе он составил 2,8%, в июле – 3%.

Поквартальный рост в годовом выражении тоже падает – до 2,8% после 4% во II квартале и 4,9% – в I квартале. Замедление Клепач объяснил высокой базой второго полугодия 2011 г. Со снятой сезонностью рост, напротив, ускоряется: в III квартале – 0,5%, во II и I кварталах – по 0,3%. В этом квартале Минэкономразвития ждет роста на 2,6–2,7%, за год – на 3,5%.

Хорошо проявили себя в сентябре промышленность (плюс 0,3% со снятой сезонностью) и потребительский спрос (розница – плюс 0,5%), сказал Клепач, инвестиции же разочаровали: в сравнении с августом вложения в основной капитал снизились на 0,5% из-за стагнации импорта, спада в строительстве и резкого торможения кредитования нефинансового сектора – к 1 сентября оно выросло на 22% в годовом выражении, а к 1 октября – на 16,9%.

Среди причин спада кредитования Клепач назвал повышение Центробанком основных учетных ставок в сентябре – на 0,25 процентного пункта (рефинансирования – до 8,25%; в октябре оставил ставки неизменными). Свое сентябрьское решение регулятор объяснил разгоном инфляции. Но в заявлении совета директоров ЦБ признавалось, что экономический рост замедляется, а источники инфляции имеют не монетарную природу.

Сдержать инфляцию (к 15 октября в годовом выражении она выросла до 6,8 против 6,6% в сентябре) и остудить потребительское кредитование (на 1 сентября рост на 43,3%, на 1 октября – на 41,7%) решение Центробанка не помогло, считает Клепач: «Такая жесткая политика ЦБ больше тормозит инвестиционный рост, чем потребительский рынок, где действительно есть определенный перегрев по кредитованию».

Связаться с представителем ЦБ в воскресенье не удалось. Первый зампред ЦБ Алексей Симановский прогнозировал, что темпы роста кредитования нефинансовых организаций и населения в этом году составят 20–25%.

«Определенное лукавство в словах Клепача есть, вряд ли рынок успел среагировать на решение ЦБ», – замечает Тихомиров.