Общественная палата предложила Госдуме запретить преподавателям заниматься репетиторством

Вузам также могу разрешить отказаться от "обучения необучаемых" - установить для поступающих минимальный балл ЕГЭ
М.Стулов / Ведомости

В Общественной палате состоялись слушания по экспертизе проекта федерального закона "Об образовании", принятого Госдумой в первом чтении. Это обсуждение подвело итог общественной и экспертной дискуссии по законопроекту, проходившей на площадке Общественной палаты с 2010 г.

На обсуждение было вынесено более 20 поправок, касающихся в том числе расширения прав родителей и учащихся на получение информации о деятельности образовательных учреждений, расширения возможностей ведения образовательной деятельности для коммерческих организаций (например, программ среднего профессионального образования и прикладного бакалавриата на базе производственных компаний), введения независимой аттестации выпускников вузов и ряда других.

Отдельного внимания заслуживает антикоррупционная поправка: речь идет о запрете для преподавателей любых образовательных учреждений заниматься репетиторством с собственными учениками или студентами. Такой прямой запрет должен искоренить случаи принуждения учащихся к платным дополнительным занятиям, которые превращаются в залог получения хороших оценок или успешной сдачи экзамена, считает член Общественной палаты, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Эта поправка не запрещает официальные платные факультативы (например, курсы второго иностранного языка) или частные уроки в принципе, но определяет их границы, необходимые для защиты прав учащихся на качественное бесплатное образование.

Другая значимая поправка касается высшего образования. Суть предложения - законодательно закрепить для вузов возможность отказаться от "обучения необучаемых". Поправка предполагает право учредителя вуза установить для поступающих минимальный балл ЕГЭ. То есть даже если в вузе "недобор", укомплектовать курс из двоечников нельзя. Низкое качество приема в вуз провоцирует низкое качество выпуска: вузам невыгодно терять финансирование учебного места, отчисляя студента. Поэтому эта мера - ключевой инструмент воздействия на вузы-аутсайдеры, уверен Кузьминов. Более того, это позволит высвободить в системе высшего образования 25-30 млрд руб. в год, которые могут быть направлены на повышение зарплаты действующим преподавателям и привлечение молодых преподавателей, модернизацию материальной базы, поддержку студентов из необеспеченных семей и т.д.

Члены Общественной палаты предложили также внести в законопроект изменение, определяющее необходимость дополнительного финансирования образовательных организаций, работающих с детьми, нуждающимися в особых условиях обучения. Это могут быть одаренные дети, дети с проблемами в обучении, с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, испытывающие проблемы с социальной адаптацией. Для обучения таких детей может оказаться необходимым участие в образовательном процессе психологов, социальных и коррекционных педагогов, медицинских работников; занятия должны вестись в малых группах, расписание занятий должно быть специально организовано. В этих случаях школа или детский сад выполняют не только образовательные функции, но и оказывают медико-социальную и психолого-педагогическую поддержку. Поэтому в закон необходимо ввести само понятие такой поддержки, определить то, кому и в каком объеме она должна быть оказана. Эта правовая база необходима для развития системы финансирования учебных заведений: расчета специальных финансовых нормативов их деятельности, в том числе оплаты труда медицинских и других "непрофильных" для системы образования работников.

До 17 ноября резолюция Общественной палаты, определяющая необходимые, с точки зрения экспертов, поправки в законопроект, будет направлена в Госдуму. Второе слушание законопроекта состоится в Госдуме уже через месяц.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать