Политика
Бесплатный
Анастасия Агамалова

Дворкович поспорил с Артемьевым и предложил ограничить полномочия ФАС

Вице-премьер и руководитель антимонопольной службы не сошлись во мнениях относительно Третьего энергопакета ЕС и рынка локомотивной тяги
М.Стулов / Ведомости

ФАС готова поддержать распространение части правил Третьего энергопакета Евросоюза на Россию, сообщил руководитель ведомства Игорь Артемьев. Курирующий ТЭК вице-премьер Аркадий Дворкович, в свою очередь, выступил резко против этой инициативы, сравнив ее по эффективности с созданием второй конкурирующей антимонопольной службы.

"Большую часть мы бы поддержали, но не все", - сказал Артемьев на заседании правительства в четверг, отвечая на вопрос премьер-министра Дмитрия Медведева о применимости Третьего энергопакета к России (цитаты по "РИА Новости"). Третий энергетический пакет, утвержденный Евросоюзом в 2009 г., направлен на либерализацию рынка электроэнергии и газа. Он предусматривает ограничения для вертикально интегрированных компаний на владение и управление энерготранспортными сетями.

Дворкович раскритиковал Третий энергопакет, заявив, что развитие конкуренции приводит к положительным результатам не во всех сферах: "Я сомневаюсь, например, что нам нужен Третий энергопакет, который ФАС бы, наверное, с моей точки зрения, поддержала бы всей душой, но тем не менее он не является эффективным для развития тех отраслей, где нужны инвестиции на 20-30 лет вперед", - отметил Дворкович.

"Тезис Игоря Юрьевича (Артемьева) заключается в том, что развитие конкуренции всегда ведет к положительным результатам во всех отношениях: повышение производительности, эффективности и качества, т. е. является лекарством от всего. Я, наверное, в целом даже согласен с этим, хотя в конкретных отраслях все далеко не так просто. Может быть, в секторе государственного управления тоже - может, нам нужны две федеральные антимонопольные службы, чтобы они конкурировали между собой, и тогда конкуренция будет еще более благотворно влиять на происходящие процессы?" - сказал Дворкович.

На этом же совещании Артемьев заявил, что не видит никаких проблем, чтобы либерализировать рынок локомотивной тяги, однако Дворкович не согласился с ним и в этом вопросе. "Большая проблема (либерализации рынка локомотивов), она пять лет обсуждается, она сложная. Но если попытаться ее лишний раз не усложнять и не признавать дьявола, который сидит в деталях, то я искренне не могу понять, почему наши частные компании не могут получить локомотивы, формировать собственные поездные формирования, платить РЖД за систему безопасности, за использование инфраструктуры и устроить конкуренцию на маршруте, - заявил Артемьев, слова которого приводит "Интерфакс". - Единственное объяснение - что РЖД не выдержат финансово-экономически и у нас будут большие проблемы".

В свою очередь Дворкович не согласился с ним, признав либерализацию рынка локомотивной тяги "сложным вопросом". "Суть заключается в том, что есть разные подходы, разные точки зрения к оптимальной степени развития конкуренции в таком инфраструктурном секторе. В том числе это касается и такого сложного вопроса, как локомотивная тяга, использование частных локомотивов, - сказал он. - Мы просто не сходимся в этом отношении с Федеральной антимонопольной службой. Я говорю пока что, по крайней мере, если говорить прямым текстом" (цитата по "Интерфаксу").

Кроме того, Дворкович предложил ограничить полномочия ФАС в части принятия решений в сфере развития конкуренции, обязав ее согласовывать свои решения с другими ведомствами. "По ряду направлений у ФАС есть полномочия принимать решения самостоятельно, даже без консультаций с какими бы то ни было еще министерствами. Оценка регулирующего воздействия тоже по решениям антимонопольной службы не проводится, и это иногда ведет к тяжелым последствиям", - сказал Дворкович (здесь и далее цитатыы по "РИА Новости").

"Я поддержал бы здесь максимальное внедрение комиссионного способа принятия решений по антимонопольному конкурентному регулированию: на комиссионной основе, на основе согласований, а не только самостоятельных решений ФАС", - пояснил вице-премьер.

Он напомнил, что Артемьев ранее высказывался за развитие конкуренции в области авиационных перевозок, в том числе за счет допуска на российский рынок лоукостеров. Однако необходимым условием для этого является внедрение невозвратных билетов на авиарейсы, напомнил Дворкович, отметив, что ФАС всегда выступала против этого. В результате решения антимонопольного ведомства, по словам Дворковича, по сути вели к ограничениям конкуренции.

"Я провел совещание и убедился в этом", - сказал Дворкович. "Мы предложим здесь решения, которые позволят обеспечить полноценную конкуренцию, я надеюсь, правительство поддержит предложения, которые будут сделаны", - добавил он. По словам вице-премьера, проблема развития конкуренции в России во многом связана не с пассивностью отраслевых министерств, а с отсутствием взаимопонимания между этими министерствами и ФАС.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать