Путин призвал "не разбазаривать" средства фонда национального благосостояния

Пока принято решение инвестировать по 150 млрд руб. из "подушки безопасности" на ЦКАД, а также БАМ и Транссиб; еще 150 млрд руб., предназначавшиеся на ВСМ Москва - Казань, пойдут на создание Московского авиаузла
М.Климентьев/ РИА Новости

Президент России Владимир Путин решил, как распорядиться средствами фонда национального благосостояния (ФНБ). Пока принято решение инвестировать по 150 млрд руб. из "подушки безопасности" на ЦКАД, а также БАМ и Транссиб. Финансирование еще одного проекта РЖД - высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Казань - отложено. 150 млрд руб., выделенных на ВСМ, пойдут на развитие Московского авиаузла.

Средства ФНБ - "это народное достояние, относиться к нему нужно очень-очень осторожно, по-хозяйски", напомнил членам правительства президент Владимир Путин на совещании об использовании средств фонда. Вместе с резервным фондом ФНБ - подушка безопасности для социальной сферы, финансовой системы и вообще всей российской экономики, подчеркнул Путин: "разбазаривать" эти средства нецелесообразно, тем более что уже есть опыт эффективного использования резервов для борьбы с кризисом.

Деньги ФНБ Путин еще в июне предложил использовать для развития транспортной инфраструктуры - на Петербургском экономическом форуме президент объявил о выделении 450 млрд руб. из фонда на три проекта: развитие БАМа и Транссиба, Центральную кольцевую автодорогу и ВСМ Москва - Казань. Тогда Московский авиаузел в этом списке не фигурировал. "Сегодня мы поговорим о других возможных вариантах использования средств ФНБ. Прежде всего я имею в виду развитие Московского авиационного узла, укрепление потенциала Сибири и Дальнего Востока", - заявил на совещании Путин.

Но деньги пока фактически выделены лишь на два транспортных проекта: по 150 млрд отдадут на развитие БАМа и Транссиба и на ЦКАД. Соответствующие распоряжения уже подписал премьер Дмитрий Медведев. Еще 150 млрд планировалось выделить на строительство высокоскоростной магистрали Москва - Казань, но на сегодняшнем совещании президент этот проект не упоминал. Стоимость ВСМ до Казани (с учетом закупки подвижного состава и модернизации вокзалов) - 1,06 трлн руб. При этом РЖД просят из бюджета на ВСМ еще 380 млрд руб., сообщил сегодня вице-президент РЖД и генеральный директор структуры монополии, занимающейся реализацией проекта "Скоростные магистрали", Александр Мишарин. Из Пенсионного фонда через инфраструктурные облигации РЖД рассчитывает получить 239 млрд руб., сама монополия готова дать 30,8 млрд руб., частные инвесторы - 43 млрд руб. Как позже пояснил вице-премьер Игорь Шувалов, финансирование ВСМ Москва - Казань из ФНБ отложено, 150 млрд руб., предназначавшиеся на ВСМ, будут использованы на другие проекты по мере их готовности, в том числе по развитию Московского авиаузла. "Пока действительно, из-за того что сроки осуществления ВСМ сдвигаются, у нас появляются 150 миллиардов [рублей] для того, чтобы другие проекты включить в финансирование [из ФНБ]... Никто не закрывает этот проект», - сказал Шувалов (цитата по «Прайму»).

Московский авиаузел впервые появился в списке проектов, финансирование которых будет осуществляться из средств ФНБ. В июле 2013 г. Путин согласовал схему объединения активов трех аэропортов: "Внуково", "Домодедово" и "Шереметьево". Затем было принято решение включить в Московский авиаузел и калужский аэропорт "Ермолино". Сами аэропорты не раз выступали против объединения. Ожидается, что к 2020 г. через Московский авиаузел будет проходить 100-130 млн человек. Сейчас аэропорты авиаузла остро нуждаются в новых взлетно-посадочных полосах. Если вести строительство, сохранять тарифы Федеральной службы по тарифам и не повышать цены на билеты, то Московскому авиаузлу нужны дополнительные субсидии - 861,1 млрд руб. до 2043 г., подсчитывал исполнительный директор "Домодедово" Денис Нуждин.

Если средства ФНБ будут направляться на новые проекты, их инициаторам предстоит пройти двухэтапную процедуру утверждения в Минэкономразвития и Минфине, правила отбора также утвердило правительство. Сейчас у ФНБ есть ограничение: в рублевые активы можно вложить не более 40% средств фонда, и Минфин не раз говорил, что не намерен пересматривать эту планку. С учетом планов выделить 450 млрд руб. на инфраструктурные проекты этот лимит и так был выбран, объяснял замминистра финансов Андрей Иванов. Инвестировать больше - означает существенно увеличить риски, предупреждал министр финансов Антон Силуанов. Сегодня Шувалов сообщил, что лимит средств, которые могут быть использованы из ФНБ, останется на уровне 40%.