Высланный из России журналист объяснил, почему пять дней находился в Москве незаконно


Американский журналист Дэвид Сэттер, которому на пять лет закрыли въезд в Россию, признал, что находился в Москве с 22 по 26 ноября без законных оснований, но возложил ответственность за это на российский МИД. Накануне внешнеполитическое ведомство заявило, что Сэттер, прибывший в Москву 21 ноября, обязан был незамедлительно явиться в УФМС столицы для получения многократной визы, однако пришел в это управление только 26 ноября. Сэттер на своем сайте утверждает, что в УФМС он должен был прийти с приглашением, оформленным в МИДе. Однако с 22 ноября по 25 ноября ему говорили, что этот документ не был готов, и получил он его только 26 ноября. 26 ноября ему отказали в визе на основании этого нарушения, хотя, по его словам, 22 ноября в МИДе его заверили, что задержка с оформлением приглашения не составит проблемы и что визу ему дадут. Приехать в Москву раньше Сэттер не смог, поскольку, по его словам, в визовом центре российского посольства в Праге у него не сразу приняли "неправильно оформленный" документ от российского МИДа.

Журналист объяснил, что до этого у него была бизнес-виза, которая позволяла ему находиться в России 90 дней в течение полугодового периода и срок действия которой истекал 14 января. Эту визу он пытался поменять на журналистскую.

После отказа в визе от УФМС МИД посоветовал Сэттеру последовать процедуре - заплатить штраф в суде за нарушение, выехать из России и снова подать на визу. Он утверждает, что четко следовал указаниям ведомства. 12 декабря, когда он был в Киеве, он получил уведомление, что его заявка на визу одобрена. Вскоре ему переслали номер приглашения от МИДа, однако российский консул в Киеве не нашел по этому номеру документа. Затем представитель МИДа ему рекомендовал встретиться в Киеве с дипломатом Алексеем Грубым, который при встрече заявил, что "компетентные органы сочли нежелательным" пребывание Сэттера в России. Журналист подчеркивает, что все попытки оформить визу он делал, следуя в точности инструкциям российского внешнеполитического ведомства. Он считает, что истинную причину отказа в визе он услышал только от Грубого.

В комментарии МИДа по ситуации с Сэттером не упоминается ни о задержках в оформлении документов, ни о заверениях, что заявка на визу одобрена, ни о высылке журналисту 23 декабря номера официального приглашения.

В госдепартаменте США заявили, что разочарованы решением российских властей отказать Сэттеру в визе. Официальный представитель ведомства Мари Харф напомнила, что американское посольство уже уведомляло МИД об озабоченности в связи с этой ситуации в частности и с отношением властей к журналистам в целом. "Как мы уже неоднократно говорили, попытки воспрепятствовать свободному распространению информации ухудшает условия свободного диалога и дискуссии", - заявила она. Госдеп продолжит следить за этой ситуацией, добавила Харф.