Суд Лондона поддержал жалобу вдовы Литвиненко о публичном пересмотре дела

Марина Литвиненко жаловалась на отказ министра внутренних дел Великобритании Терезы Мэй; представитель британского МВД до пятницы определит, будет ли министерство подавать апелляцию
Matt Dunham/ AP

Высокий суд Лондона поддержал надзорную жалобу Марины Литвиненко, вдовы бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, на отказ министра внутренних дел Великобритании Терезы Мэй в проведении открытого разбирательства по делу о гибели ее мужа, сообщает "РИА Новости". Трое судей единогласно постановили, что если министр внутренних дел настаивает на том, что открытое разбирательство проводить не следует, то ей придется представить основательное объяснение.

По словам Марины Литвиненко, которые приводит ВВС, только открытое разбирательство может установить роль российского государства в смерти ее мужа. Вердикт суда показывает, что «нет никакой причины говорить, что я не имею право на публичное расследование», цитирует сегодняшнее заявление Литвиненко ВВС. Представитель британского МВД заявил ВВС, что тщательно изучит решение суда. Судьи дали МВД время до пятницы, чтобы определиться, будет ли министерство подавать апелляцию.

Требования коронера Роберта Оуэна, ведущего дознание обстоятельств смерти Литвиненко, о проведении расследования судьи назвали справедливыми, следует из материалов в базе данных суда. Оуэн заявил о целесообразности открытого разбирательства в мае 2013 г. Он направил соответствующую просьбу в правительство после того, как министр иностранных дел Уильям Хейг через суд добился засекречивания части документов. Их коронер хотел рассмотреть в ходе дознания.

Понимая, что изъятие из дела важной информации фактически обессмысливает процедуру дознания, Оуэн обратился к правительству с просьбой заменить дознание другой юридической процедурой - открытым разбирательством. Оно допускает проведение закрытых заседаний, на которых могут рассматриваться секретные документы. Но МВД Великобритании отказало в проведении открытого разбирательства.

В ответном письме Оуэну министр Мэй перечислила шесть причин, по которым дело Литвиненко не должно проходить через процедуру отрытого разбирательства до того момента, пока не будет завершено коронерское дознание. В ее письме говорится, что, во-первых, процедура дознания позволяет исследовать открытые данные и установить обстоятельства смерти Литвиненко, а также появления полония, которым он был отравлен, в Великобритании.

Во-вторых, по мнению министра, поскольку достаточных доказательств для подтверждения вины британских властей в гибели Литвиненко или непредотвращении его гибели нет, то оснований для рассмотрения этого вопроса в рамках процедуры открытого разбирательства тоже нет.

В-третьих, по мнению британского правительства, для ответа на вопросы, которые стоят перед коронером, "чувствительные" материалы рассматривать не нужно. В-четвертых, даже при проведении разбирательства изъятые документы не смогут быть рассмотрены. В-пятых, она сослалась на дороговизну разбирательств. В-шестых, указала на международный аспект открытого разбирательства: дознание, проводимое независимым коронером, понятнее иностранным партнерам, чем разбирательство, начинаемое и проводимое правительством.

Литвиненко, бежавший в Великобританию в 2000 г., умер в ноябре 2006 г. После смерти в его организме был обнаружен радиоактивный элемент полоний-210, который предположительно был добавлен в его чашку с чаем в лондонском Millennium Hotel. По версии Великобритании, главный подозреваемый в его убийстве - Андрей Луговой, ныне депутат Госдумы. Луговой настаивает на своей невиновности.