Росалкогольрегулирование решило отсрочить введение журналов учета продажи алкоголя в рознице на полгода

Норма вступит в силу 1 июля 2015 г.
Андрей Махонин/ Ведомости

Проект приказа об отсрочке РАР опубликовало в пятницу на портале regulation.gov.ru. Согласно документу норма вступит в силу не 15 декабря 2014 г., как планировалось ранее, а 1 июля 2015 г.

РАР получило множество обращений предпринимателей, говорится в пояснительной записке к проекту, бизнес жаловался на «неготовность <...> к началу ведения журнала учета объема розничной продажи продукции». В октябре приостановить запуск журнального учета просил президент «Опоры России» Александр Бречалов. Но в ноябре РАР ответило ему, что «у всех организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, в том числе и субъектов малого бизнеса, достаточно времени для подготовки корректного ведения журнала».

По мнению члена президиума «Опоры России» Алексея Небольсина, отсрочка на полгода - «единственно верное решение», оно позволит подготовиться к нововведению.

С 2016 г. должен заработать электронный учет продаж спиртных напитков в магазинах. Крупная розница - «Магнит», X5 Retail Group, «Дикси» - начала тестировать вместе с РАР розничный ЕГАИС (системы учета производства и оборота спиртных напитков) в 2013 г. Всего в эксперименте участвовали более 600 магазинов с почти 2000 касс. А в начале 2014 г. к тестам подключилась и более мелкая розница - например, региональная сеть «Ижтрейдинг». Скорее всего, те магазины, которые участвуют в тестах розничного ЕГАИС, могут быть освобождены от журнального учета, говорит источник «Ведомостей» в РАР. Проект на стадии проработки, но введение журнала точно откладывается, уточнил он.

Беспокойство «Опоры России» вызывает и порядок учета. По словам источника в РАР, осуществлять запись в журнале нужно после продажи каждой бутылки. Это наверняка потребует дополнительных сотрудников и технической разработки, говорила ранее «Ведомостям» Оксана Токарева из Metro Cash & Carry.

Наиболее болезненными такие затраты могут быть для небольших торговцев, считает владелец небольшой розничной сети в Центральной России. «Мы не можем отказаться от продаж алкоголя, мы хотим им торговать для того, чтобы иметь возможность продавать остальные продукты, а регулятор занял позицию: если магазин не может технически обеспечить продажи алкоголя, то не надо его и продавать», - говорит он.

Из-за ужесточения правил продажи алкоголя количество точек продаж спиртного с 2012 г. по 2014 г. сократилось в России на несколько сотен тысяч, по оценкам ЦИФФРА.